Книга пророка Аввакума
(Habakkuk, book of)
В пророческой Книге Аввакума рассматриваются сомнения относительно божественной святости и справедливости в свете царящих в мире безбожия и несправедливости. Тональность книги философско-богословская, что объясняется самой ее темой.
За пророчествами как таковыми стоит не выраженный явно рассказ о личных духовных исканиях Аввакума. Когда пророк попал в сети греховного общества, его вера поколебалась и он предъявил Богу претензии в бездеятельности перед лицом господствующего в мире растления. Возникла дополнительная трудность, связанная с тем, что ответ Бога еще больше ожесточил его душу. Как мог Бог использовать в качестве орудия суда еще более нечестивый народ, чем Его собственный? Наступил кризис, разрешить который мог только ответ Бога. Бог раскрыл обуреваемому сомнениями пророку критерии Своей справедливости и рассказал о грядущем халдейском суде как об операции в рамках божественного управления. В молитве Аввакум получил возможность увидеть Божью справедливость в действии – освобождение Израиля в прошлом от угнетения и его победоносное водительство к обетованной земле. Все это убедило Аввакума; его духовные искания закончились. Он будет уповать на Бога, что бы ни произошло.
Эти искания отражаются в композиции книги, построенной на диалоге. Первые две главы объединяются вопросами Аввакума и ответами Бога. Вопросы задаются в привычной форме жалоб. Второй ответ Бога состоит из серии пророчеств о горестях. Выделяются также ясные вступительные формулировки и горькие слова, вставка (Авв.1:12–2:1), обрамленная выражением упрека, и отрывок Авв. 2:4–20 с содержащимися там заявлениями, в которых нечестивым халдеям противопоставляются праведники, живущие по вере.
Для выражения видения пророка используются два основных образа – природа и война. В обоих случаях преобладают картины ужаса – на землю израильтян вторгаются и покоряют их иноземные войска, Бог оставляет людей как рыбу в море (Авв.1:13–17), Бог сотрясает народы и разбивает горы (Авв.3:6), горы трепещут и воды неистовствуют (Авв.3:10). Не удивительно, что тело пророка дрожит и трясется (Авв.3:16), ибо пророчество его в значительной степени о суде и несчастьях.
Литературное мастерство Аввакума проявляется, главным образом, в свободном владении сравнениями и метафорами. Так, халдей изображается человеком, подающим ближнему питье как будто бы в знак гостеприимства. Метафора быстро превращается в аллегорию. Во внешне невинной чаше содержится примесь злобы, ибо ее предназначение – сделать человека пьяным. Но цель такого мнимого друга заключается не только в том, чтобы довести до состояния опьянения. Напоив ближнего, халдей раздевает его. Кони в кавалерии халдеев изображаются скачущими быстрее барсов и свирепее вечерних волков. Как стервятники, бросающиеся на добычу, или мощные клубы пыли, поднимающие песок, они приходят для грабежа и забирают множество пленников (Авв.1:8–9). Пленные попадают в сеть, как рыбы (Авв.1:14–15), но их конечное отмщение изображается в виде требования кредитора вернуть долги (Авв.2:7–9).
В другом месте Божья слава сравнивается с восходящим солнцем, а при описании дел по освобождению народа во время исхода Бог показан Небесным Воителем, покоряющим Своих врагов. Этот образ появляется в середине отрывка (Авв.3:3–15), содержащего две древние поэмы: рассказ о богоявлении (Авв.3:3–7) и псалом победы в ознаменование исхода Израиля и продвижения к обетованной земле (Авв.3:8–15).
Эти поэмы отмечены печатью подлинно эпической тематики и стилистики. В центре внимания стоит главный герой, то есть Сам Бог. Кроме того, элементы эпических произведений можно увидеть в использовании литературных приемов, характерных для эпического жанра: статических эпитетов, установившихся параллельных оборотов и словарного состава и тематики, свойственных прославлению исхода.
Включение этих двух поэм – гениальный литературный ход Аввакума. Они показывают не только основания его духовных исканий, но и реальную возможность разрешения этих исканий, а также проблемы отношения верующего к кажущимся несправедливостям жизни. Люди, призванные к жизни в вере и верности, должны всецело полагаться на своего Искупителя (ср. Авв.2:4, 14). Это подводит к самому известному образу книги – решению автора уповать на Бога:
Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах,
и маслина изменила, и нива не дала пищи,
хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,
– но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. (Авв.3:17–18).
Даже при таких обстоятельствах Бог «сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:19).
См. также: ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ.