Книга Плач Иеремии
(Lamentations, book of)
В Книге Плач Иеремии выражаются отчаяние и уныние, охватившие народ Иудеи после нанесенного вавилонянами поражения в 586 г. до Р. Х. Книга состоит из последовательного ряда плачей, и в ней присутствуют все элементы, характерные для этого жанра. Автор неоднократно взывает к Богу с просьбой воззреть на бедствия Сиона и прийти ему на помощь (Плч.1:9–10, 11, 20; 2:18–20; 3:55–59; 5:1, 20–21).
Помимо заклинания и мольбы о помощи, стенания выражаются в жалобах на врагов. Иудея тоже жалуется на жестокое обращение со стороны язычников (Плч.1:2–3, 5,10; 3:52–54, 60–63; 4:18–20), но признает, что все это исходит от Господа (Плч.1:5, 12–15, 17; 2:1–8, 17, 22; 3:1–18, 43–45; 4:11). Вместе с тем, Иудея взывает о наложении проклятия на народы, принявшие участие в ее разгроме (Плч.1:21–22; 3:59–66), в частности, на Едом (Плч.4:21–22). Кроме того, в Плаче выражается исповедание греха. Сион признает свою вину пред Господом (Плч.1:8–9, 18, 20; 3:40–42; 4:12–13; 5:7, 16).
При всем негативном настрое плачей в них неоднократно выражается упование на конечный положительный отклик Бога. Это непоколебимое упование на Господа демонстрируется в центральном разделе книги (Плч.3:21–33). Наконец, плачи и жалобы обычно заканчиваются гимнами или благословениями Бога, и это относится также к Плачу Иеремии (Плч.5:19).
Помимо ярких и сильных образов, для усиления впечатления от плача в книге используются другие художественные приемы. Плч.1 представляет собой акростих из двадцати двух стихов, в которых чередуются образы плача по Сиону от третьего лица (Плч.1:1–11, 17) и плача самого Сиона от первого лица (Плч.1:11–16, 18–22). Город метафорически изображается князем, сделавшимся данником (Плч.1:1), покинутым и преданным теми, кто когда-то любил его (Плч.1:2). Он ищет утешения, но не находит его (Плч.1:9, 16–17,21). Он горько плачет об этом (Плч.1:16), и к плачу присоединяются даже дороги и ворота (Плч.1:4).
Плч.2 – еще один акростих. Ярость суда Господнего автор изображает в сильных метафорических выражениях: «помрачил» (Плч.2:1), «погубил» (Плч.2:2), «сломил» (Плч.2:3), «излил ярость» (Плч.2:4). Показывается опустошение Иудеи (Плч.2:11–19), и Сион взывает к Господу с мольбой воззреть на разрушения, которые Он произвел (Плч.2:20–22). Вопреки богословским представлениям Израиля о Небесном Воителе, Бог изображается врагом Израиля (Плч.2:4), Который «истребил Израиля» (Плч.2:5).
Плч.3 – тоже акростих, но в этой главе каждой букве алфавита соответствуют три стиха, поэтому она состоит из шестидесяти шести стихов. Тем самым подчеркивается ее центральное положение в книге и привлекается внимание к факту, что в этом долгом личном плаче, который, возможно, следует понимать как слова самого Сиона, показан маяк надежды среди окружающего мрака. В разделе, свидетельствующем о любви и милосердии Бога (Плч.3:22–23, 32), выражается надежда на Господа (Плч.3:21, 25).
В Плч.4 автор возвращается к схеме акростиха из двадцати двух стихов и продолжает плач по Сиону, противопоставляя его прежнее положение нынешнему. «Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!» (Плч.4:2). Тем не менее эта глава заканчивается проблеском надежды. Выражается уверенность, что наказание Сиона прекратится (Плч.4:22), а радующиеся его падению сами подвергнутся суду (Плч.4:21).
Плч.5 – не акростих, но и здесь в композиции из двадцати двух стихов подразумевается связь с еврейским алфавитом. В отсутствии упорядоченной схемы акростиха выражается, вероятно, мысль о беспорядочном хаотическом положении на Сионе. Эта глава завершает плач автора и содержит призывы к Господу об освобождении (Плч.5:1, 19–21), которое должно произойти по его благодати (Плч.5:22).
Название Книги Плач Иеремии вполне обоснованное: ее основная тема выражается в плаче и сетовании по поводу падения народа.
См. также: ИЕРУСАЛИМ; ПСАЛМЫ-ЖАЛОБЫ; СИОН; ТРАУР, ПЛАЧ.