Ленивец, бездельник
(Sluggard)
Ленивец – это человек, склонный к праздному времяпровождению. В Библии этот образ встречается только в Книге Притчей, где поведение бездельника вызывает такой поток презрительных насмешек со стороны здравомыслящего человека, что он становится значимым, хотя и второстепенным библейским персонажем.
В глазах человека, ценящего трудолюбие и активный образ жизни, ленивец виновен по нескольким пунктам. Ленивец начинает день, лежа в постели, когда ему следовало бы уже начать работать (Притч.6:9–10); он находит нелепые предлоги для увиливания от работы, такие как возможность появления льва на дороге (Притч.22:13; 26:13). Ленивец чрезмерно привязан к своей постели, и как «дверь ворочается на крючьях своих», так и «ленивец на постели своей» (Притч.26:14). Откровенное нежелание приложить малейшее усилие выражается в карикатурном образе ленивца, опускающего руку в чашу и неспособного из-за лености донести пищу до рта (Притч.19:24; 26:15).
На человека, не привыкшего к труду, указывают все внешние признаки ленивца. «Путь ленивого – как терновый плетень» (Притч.15:19). Проходя «мимо поля человека ленивого» (чтобы в очередной раз убедиться в своем превосходстве?) и мимо его виноградника, благоразумный человек увидел, что «все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» (Притч.24:30–31). У трудолюбивого человека зрелище такого запустения вызывает сильное возмущение.
Неприглядность этой картины влечет за собой презрительное отношение старательного человека к ленивому. В мире, в котором человеческий труд служит установленным Богом средством самообеспечения (Быт.3:19), ленивец просто напрашивается на неприятности. «Ленивец зимою не пашет», поэтому «поищет летом – и нет ничего» (Притч.20:4). Ленивец внезапно впадает в бедность, которая приходит, как разбойник (Притч.6:11; 24:34). «Нерадивая душа будет терпеть голод» (Притч.19:15), и хотя душа ленивого желает, он не получит ничего (Притч.13:4).
См. также: БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА; ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО; РАБОТА, РАБОТНИК.