Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Лес

(Forest)

В прямом смысле слова лес – это место, не приспособленное для проживания людей и для возделывания полей. Как таковой он представляет собой заросший деревьями участок земли, требующий расчистки для его использования (Нав.17:15, 18). С другой стороны, насаждение лесов и уход за ними тоже может быть формой хозяйственной деятельности (Ис.29:17; 32:15; 44:14; Ек.2:6). Более того, в Пс.103:16 Бог изображен вселенским садовником, насаждающим и поливающим леса.

Будучи заросшим деревьями пространством, отделенным от городов и возделанных полей, лес служит жилищем диких животных, особенно ночных хищников. Поэтому мы видим упоминания о «зверях в лесу» (Пс.49:10), о «лесном вепре», опустошающем поля без ограды (Пс.79:14), о «лесных зверях», бродящих во тьме, когда люди ночью спят (Пс.103:20), о «зверях лесных» (Ис.56:9), о «льве в лесу» (Иер.12:8; ср. Ам.3:4; Мих.5:8) и о лесе, в котором дикие животные пожирают людей (Ос.2:12). В данном случае лес являет собой образ ужаса. Еще один образ ужаса – лесной пожар (Пс.82:15; Ис.9:18; Иер.21:14; Иез.20:47; Иак.3:5). К той же категории относится образ леса во время бури (Пс.28:9 {«обнажает леса»}; Ис.7:2).

Положительный образ леса выражается в том, что он служит источником древесины. В этой связи мы неоднократно читаем о рубке дров в лесу (Втор.19:5; 4Цар.19:23; Ис.10:34; Иер.10:3; Зах.11:2). Неемия вытребовал лесоматериалы из «царских лесов» (Неем.2:8), что свидетельствует о ценности леса на древнем Ближнем Востоке. Первоклассными считались леса Ливана – их древесина была общепризнанным стандартом качества (Иез.31:3), отборным материалом, который Соломон обильно использовал при осуществлении своих строительных проектов (3Цар.7:2; 10:17, 21; 2Пар.9:16, 20). Ливанский кедр выглядит в Библии почти сказочным понятием, и о нем упоминается свыше двух десятков раз.

Как образ природы и роста лес служит также символом процветания, и это значение сохраняется даже в пророчествах о предстоящем истреблении народа. Читаем, например, что Бог истребит «славный лес его и сад его» (Ис.10:18) и что «град будет падать на лес, и город спустится в долину» (Ис.32:19). Хотя эти упоминания о лесе встречаются в пророчествах о суде, лес сам по себе не теряет значения высокой ценности и процветания. Образ леса встречается и в пророчествах о восстановлении, и, в частности, говорится, что леса будут ликовать, прославляя Божьи искупительные дела (1Пар.16:33; Пс.95:12; Ис.44:23), – пример олицетворения природы (отождествления природных явлений с человеческими эмоциями).

Образы леса в Библии, наряду с другими, участвуют в создании не выраженной явно символики, характерной для Библии на всем ее протяжении. Во многих отмеченных выше случаях использования их в прямом смысле присутствует также религиозный и нравственный подтекст. Рост леса или повреждение его бурей – прямой результат Божьих дел. Образ леса служит выражением Божьего суда (Ис.10:17–19; Ос.2:12) или восстановления (Ис.29:17; 32:15; Мих.7:14).

См. также: ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ДРЕВЕСИНА; ЖИВОТНЫЕ; ЗАПУСТЕНИЕ, ПУСТОШЬ, ПУСТЫНЯ; ЛИВАН; ПУСТЫНЯ; РАСТЕНИЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle