Притча, литературный жанр
(Proverbs as literary form)
Библия с характерными для нее краткими и выразительными изречениями, известными как притчи или максимы, представляет собой одну из самых афористичных книг в мире. У литературной формы притчи есть определенные особенности или мотивы, знание которых помогает в большей мере оценить саму притчу и понять истину, которая в ней выражается.
Прежде всего притчи легко запоминаются. Их цель заключается в том, чтобы полученное понимание заложенного в них смысла сохранялось постоянно. Это делается путем представления какого-то факта в виде остроумной сентенции, обнажающей его суть и отбрасывающей несущественное. Для достижения долговременного воздействия создатель притчи старается выйти за рамки обычных речевых клише, используя особые языковые приемы, в том числе метафоры и непривычные синтаксические обороты. При таком сочетании притча сразу производит сильное впечатление как что-то захватывающее и достойное внимания.
Второй отличительной чертой притчей служит одновременно их простота и глубина. На поверхности их смысл вполне понятен и легко усваивается: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Ек.5:9). Но в то же время в притчах выражаются глубокие истины о жизни, в применении которых мы никогда не доходим до конца. В притче о серебре, например, на самом деле выражается двойная истина – о том, что нельзя насытиться деньгами, и о том, что деньги не приносят непреходящего и глубокого удовлетворения.
Еще один парадокс притчей состоит в том, что они носят одновременно конкретный и всеобъемлющий характер. В них часто говорится о какой-то конкретной стороне жизни: «От лености обвиснет потолок; и когда опустятся руки, то протечет дом» (Ек.10:18). Но в этой притче речь идет об универсальном принципе жизни, а не просто о бытовом факте пренебрежения уходом за строением. Наши метафорические крыши протекают во множестве жизненных ситуаций. Даже когда в притче используется прямой, а не переносный смысл, он относится ко всей категории аналогичных явлений и показывает общую тенденцию. Притча – это анализ повторяющихся жизненных ситуаций, и в таком качестве она соотносится со всеми примерами данного явления, которые происходили и происходят в истории.
Некоторые из отмеченных выше особенностей присущи притчам, поскольку они часто выражаются в поэтической форме. Многие притчи основываются на образах, а не на абстракциях: «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч.17:1). Кроме того, повсеместно встречаются сопоставления в виде метафор или сравнений, когда одна сторона человеческого опыта проливает свет на другую: «Стезя праведных – как светило лучезарное» (Притч.4:18).
Вышеупомянутые характеристики притчей приводят к необычайной сжатости смысла, когда в одной точке соединяются обширные сферы человеческого опыта. Притча – это пример человеческого побуждения к упорядоченности, стремления охватить различные стороны жизни, поставив их под контроль с помощью наблюдения, объясняющего и объединяющего многие аналогичные факты. Разумеется, жизненность притчи выражается не в ней самой, а в жизненной ситуации, о которой в ней идет речь. Правдивость хорошей притчи – это ее соответствие жизни. Непреходящее доказательство истинности притчи – вдумчивый, критический взгляд на жизнь вокруг нас.
См. также: КНИГА ПРИТЧЕЙ.