Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Целостность, полнота

(Whole, wholeness)

В Библии понятие полный и родственные слова используются более трехсот раз, в большинстве случаев просто для передачи идеи завершенности и целостности. Чаще всего это переводы еврейских слов kol и salem (последнее родственно часто используемому Евр.мира, salom, «мир») и греческих слов holos, pas, hygieys и sodzo. Это могут быть указания на целостность жертвы всесожжения (Лев.1:13), на весь народ (Чис.1:2), на владение Бога завета всей землей (Исх.19:5), на поиск Бога от всего сердца (Пс.118:2, 10), на смерть Христа (Ис.53:5), на восстановление физического здоровья (Мф.9:22), на универсальное влияние грехопадения (Рим.8:18) или греховность и виновность всего человечества (Рим.3:19). Часто предполагается нарушение целостности, вызванное грехопадением, и жажда будущего искупления, которое восстановит полноту человеческого существования.

Полнота Бога и народа. Идея человеческой полноты должна восприниматься в свете представления о безграничном Боге, образ Которого отражен в Его бренном творении (Быт.1:26–31). Единственный Бог (Втор.6:4; 1Тим.2:5) – триединое существо (Мф.28:19). Бог последователен (Иак.1:17). Его совершенства проявляются согласованно и никогда не противоречат друг другу (Ин.3:16; Рим.3:25–26; 1Кор.2:12; Тит. 2:11). Хотя Бог испытывает разные эмоции, такие как удовлетворение (Быт.1:31), сострадание (Быт.4:6–7, 15), печаль (Быт.6:6–7), ревность (Исх.20:5), удовольствие, гнев (Чис.14:12, 18), радость и спокойствие (Рим.16:20), чувства никогда не выводят Его из состояния равновесия, как это случается с людьми (Чис.14:18; Притч.25:28). Триединый Бог – воплощение самодостаточности (Деян.17:25) и полноты. Его деяния совершенны и уравновешенны, Его личность неизмеримо прекрасна и симметрична.

В отличие от Божьей полноты, творение, насколько мы знаем, неизбежно в чем-то несовершенно, по меньшей мере в двух отношениях. О первом из них удачно говорится в обращенном к Богу афоризме Августина:

«Ты сотворил нас для Себя,

и сердца наши не найдут покоя, пока не упокоятся в Тебе».

Люди обретают полноту только в отношениях с Богом. Моральные заповеди Бога (Быт.2:17), Его культурные постановления (Быт.1:26–28), учрежденный им институт брака (Быт.2:18–25), то, как Он «ходил в раю во время прохлады дня» (Быт.3:8), и эмоциональное отчуждение, выразившееся в человеческих чувствах стыда, страха и вины (Быт.3:7–11), – все это показывает, что Бог сотворил людей, желая поддерживать с ними отношения. После грехопадения потребность людей в общении с Богом возросла (Пс.15:1–2, 5; 72:25; Иер.9:23–24). Призыв любить Бога от всего сердца (Мк.12:28–30) основан на факте, что мы несем в себе образ Бога, Который также думает (Рим.11:33–36), чувствует (Быт.3:9; Лк.15:22–25) и выбирает (Быт.1:26). В Своей благодати Он дал нам средство и возможность удовлетворить эту нашу потребность общения, сделавшись доступным нам (Быт.3:9; Исх.29:45–46; Лев. 1:1–2; Пс.90:14–15; Мф.11:28–29; Евр.10:19–22).

Другая потребность человека в полноте связана с горизонтальными отношениями: это потребность в человеческом сострадании и общении, без которых людям чего-то не хватает. Эта человеческая потребность также основана на факте сотворения людей Богом: Бог сотворил Еву, так как «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18). Подтверждение этого можно найти в энтузиазме, с которым Адам откликнулся на сотворение Евы (Быт.2:23), во второй половине великой заповеди (Мк.12:28–30), во взаимозависимости членов Тела Христова (1Кор.12:7, 24–27) и во множестве отрывков, в которых нас призывают поддерживать здоровые отношения с другими людьми (Ин.13:35; Гал.6:1–10; Еф.4:25–5:2, Еф.5:21). Библия нигде не говорит, что люди могут полноценно жить в полной изоляции; нормальная жизнь возможна только при наличии отношений. Павел проводит подробную аналогию между церковью и человеческим телом (1Кор.12).

После грехопадения. Грехопадение запутывает и искажает правомерную потребность человека в полноте и создает тройное препятствие для ее достижения. Суть отношений с Творцом изменяется: человек перестает возделывать сад и прячется в нем (Быт.2:15; 3:8), от поклонения и радости переходит к стыду и страху (Быт.2:23; 3:10), от принятия ответственности – к отказу от нее (Быт.2:15–20; 3:12). В этом состоянии отчуждения Бог благодати призывает к Себе Адама и Еву, помогает им понять, что фиговые листки не компенсируют утраты близкого общения с Ним, следовательно, утраты полноты.

Отношения нарушаются и между самими людьми. Радость равенства (Быт.2:23–25) уступает место превосходству (Быт.3:12) и соперничеству (Быт.3:16); радость близости заменяется отчуждением (Быт.3:7); привилегия совместной работы (Быт.1:26–28) – индивидуализмом (Быт.3:12–13) и в конечном итоге доминированием (Быт.4:8, 23–24), слова подтверждения – словами критики (Быт.3:12).

Отчуждение влияет и на внутреннее равновесие человека, который теряет его из-за нарушения отношений. Страх и стыд ведут к неверно ориентированному творчеству, когда Адам и Ева делают себе набедренные повязки (Быт.3:7). Признание моральной ответственности (Быт.2:17; 3:2–3) сменяется отказом от нее (Быт.3:12). Разум омрачается, эмоции деградируют, воля ослабевает (Рим.1:18–32; Еф.4:17–19). Внутреннего спокойствия больше нет; присутствует тревога (Быт.4:5; Ис.57:16, 20–21). До грехопадения целостность естественным образом вытекала из общения Адама и Евы между собой и общения их с Богом. Позже, когда кругом и внутри человека стало господствовать насилие, для полноценного общения с Богом стала нужна Божья благодать, сопровождаемая личной кротостью и повиновением.

Для того чтобы поддерживать целостность в этом греховном мире, приходится бороться, и всегда существует опасность ее утраты. Павел молится: «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1Фес.5:23–24). Эти слова полны надежды, но реалистичны: для того чтобы достичь полноты и сохранить ее до пришествия Христа, необходимо могущество Бога мира. Хотя мы совершенны во Христе, пришли к «полноте» в Нем (Кол.2:10), рождены свыше как семья и друзья (Гал.4:4–7; Кол.1:21–22), мы ограничиваем общение своим непослушанием (Ин.14:21) и отсутствием дисциплины (1Кор.9:27), веры (Евр.11:6) и терпения (Евр.10:32–36).

Грядущий век. Важный библейский эсхатологический образ грядущего века – восстановленная полнота, которой вечно будут наслаждаться прославленные святые. В Книге Откровение содержатся все важные библейские мотивы (которые также рассыпаны по апокалиптическим видениям Ветхого Завета). Один из них – союз людей с Богом и Христом, изображаемый как брак (Откр.19:7; 21:2, 9), и жизнь, в которой верующие «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр.14:4). Быть цельным значит быть единым с Богом, Который «будет обитать» с людьми (Откр.21:3). Общественная полнота также присутствует, отраженная в образе единственного города, где будут вечно жить все искупленные (см. описание Иисусом небес как дома со многими комнатами, Ин.14:2). Внутренняя полнота – это подлинный Божий мир (шалом), который заменит боль и слезы исцелением и состраданием (Откр.21:4). Чувства неуверенности и отчуждения превратятся в уверенность и близость (Откр.21:3). Здесь описано окончательное исполнение пророчества Исаии о Страдающем Рабе: «Ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).

См. также: АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; ВОССОЕДИНЕНИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; МИР (II) – ВСЕЛЕННАЯ; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ПОЛНОТА; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; ПРЕОБРАЖЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle