Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Воссоединение, примирение

(Reunion, reconciliation)

Рассказы о воссоединении и примирении любят все, отчасти из-за их эмоциональной насыщенности, отчасти потому, что они отвечают внутренне присущему желанию человека жить в согласии с другими людьми и с Богом. Две самые известные библейские сцены семейного примирения придают дополнительную яркость Книге Бытие. В одной из них после двадцати лет разобщенности воссоединяются Иаков и Исав (Быт.33:1–14). В этом рассказе Иаков выступает в роли преследуемого чувством вины просителя, с комической сверхосторожностью подготовившегося к встрече, а Исав проявляет великодушие и импульсивность в своем прощении. Еще более выразительный характер носит подробно изложенная сцена воссоединения, когда Иосиф раскрывается перед своими братьями и с блеском празднует примирение с ними (Быт.46:1–47:12).

Тема примирения лежит в основе Книги Осии, в которой пророк повинуется повелению Бога воссоединиться со своей неверной женой Гомерью. В Песни песней моменты разлуки двух влюбленных заканчиваются сценами воссоединения. Тот же мотив подспудно присутствует в явлениях Иисуса после воскресения, и он проходит красной нитью через повествование о восстановлении Петра после его отречения (Ин.21:15–19).

Примирение между людьми – одно из положений этического учения Иисуса, которое Он выразил в установке на примирение с собратьями верующими (Мф.5:23–26; ср. Гал.6:1) и на прощение брата или сестры, согрешивших против человека (Мф.18:21–22).

Тема воссоединения получает в Библии ясно выраженную духовную трактовку, основанную на Божьем прощении грешников. Воссоединение происходит на национальном уровне в Ветхом Завете, где повторяющийся цикл греха – покаяния – воссоединения показан как преобладающий фактор израильской истории. Пророческие книги призывают вновь послушаться Бога и найти Его благоволение, и обычно они заканчиваются видениями такого воссоединения. В псалмах пожелание воссоединения иногда выражается в форме ходатайственных молитв (Пс.13:7; 52:7; 59:3; 84:2; 125:4).

Примирение с Богом через прощение происходит и на личном уровне. Классический пример – Пс.50, построенный на теме раскаяния автора и его желания, чтобы Бог «возвратил мне радость спасения» (Пс.50:14). Эта тема лежит в основе всех «покаянных псалмов» (Пс.6; 31; 37; 50; 101; 129; 142). В Новом Завете этот мотив становится полноценным богословским принципом, ключевым словом в котором служит примирение (Рим.5:10–11; 2Кор.5:18–20; Еф.2:16; Кол.1:20, 22).

См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; МИР (I) – ПОКОЙ; ПОКАЯНИЕ; ПРОЩЕНИЕ; ЦЕЛОСТНОСТЬ, ПОЛНОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle