Увечные, хромые и слепые
(Maimed, halt and blind)
В английском языке триединое понятие увечных, хромых и слепых приобрело известность благодаря переводу KJV (Лк.14:13, 21). Эта категория людей служила обозначением обездоленных с физическими пороками. Они часто считались негодными для участия в некоторых религиозных церемониях. Такие недостатки лишали человека возможности выполнять священнические обязанности (ср. Лев.21:16–24, особенно Лев.21:18). Животные с подобными изъянами тоже исключались из жертвоприношений (ср. Лев.22:17–25, особенно Лев.22:22; Втор.15:21).
По древним представлениям, в большинстве физических явлений выражался символический подтекст. В некоторых местах свитков Мертвого моря исключению увечных, хромых и слепых придавался более широкий смысл: люди с подобными недостатками не могли участвовать в конечной эсхатологической битве со злом (1QM 7:4) и присутствовать на мессианском пире (lQSa 2:3–7). Но такое исключение не ограничивалось кумранскими свитками. Во 2Цар.5:8 Давид заявил, что «слепой и хромой не войдет в дом», хотя в Таргуме текст перефразирован: «Грешный и виновный не войдет в дом». Именно с таким образом хромых и слепых, занимавших более низкое положение в нравственном и культурном отношении, Иисус сталкивался в Своем служении. Со всей очевидностью руководствуясь эсхатологическими обещаниями Исаии (ср. Ис.35:5–6; 61:1–2) и других пророков (ср. Иер.31:8; Мих.4:6–7; Соф.3:19: «Спасу хромлющее, и соберу рассеянное»), Иисус часто исцелял хромых и слепых (ср. Мф.11:5, пар. Лк.7:22; Мф.15:30–31; Ин.5:3). В одном случае хромые и слепые подошли к Иисусу в храме для исцеления и прославили Его как «Сына Давидова» (Мф.21:14–15). Этот образ, возможно, вносит коррективы в арамейское истолкование 2Цар.5:8, отмеченное выше.
Наиболее, пожалуй, ярким примером вызова, брошенного Иисусом представлению об отсутствии Божьего благоволения к хромым и слепым, служит притча о великом пире (Лк.14:15–24). Вопреки ожиданиям, на эсхатологический пир были приглашены калеки, парии общества и нищие. Тем самым Иисус продемонстрировал, что хромота и слепота не служат указанием на осуждение или отвержение со стороны Бога.
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ; МЫШЦА; НОГА (I), БЕДРО, ГОЛЕНЬ; СЛЕПОТА.