Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Молотьба, гумно

(Threshing, threshing floor)

Молотьба была важным этапом ежегодного сбора урожая зерна. После жатвы зерновых необходимо было отделить зерна от плевелов, прежде чем делать из них муку. Это можно было сделать вручную, просто выбивая их из колосьев цепами (Руф.2:17). Для большого количества зерна требовалось гумно: открытая площадка твердой земли или камня. На ней раскладывали снопы, и зерна выбивали копыта вола или телушки (Иов.39:12), которых гоняли кругами по площадке. Согласно закону Моисея, этим животным запрещалось «заграждать уста» (Втор.25:4), так что и животным было разрешено получить свою долю урожая. Этот факт Павел использует, уча христиан оказывать поддержку служителям (1Кор.9:9; 1Тим.5:18).

Альтернативные методы молотьбы предполагали использование колес телеги или молотилки, сделанной из досок, к которым снизу крепились либо острые камни, либо железные зубцы. Животные тащили такую молотилку по колосьям, и кто-то управлял ею, стоя сзади. Некоторые сорта зерна были слишком нежны для такого метода, поэтому их нужно было обмолачивать вручную (Ис.28:27–28). Полученную смесь зерна и плевелов провеивали, подбрасывая ее в воздух, чтобы легкие плевелы были унесены ветром, а тяжелые зерна упали на землю.

Молотьба была таким важным этапом обеспечения пищей, что, наряду с точилом, гумно символизировало сбор урожая в целом и, следовательно, заботу Бога о Своем народе (Втор.16:13; Иоил.2:24). И наоборот, пустые гумна и точила означали голод (4Цар.6:27). Гумна, которые удобно было располагать на открытом месте, могли использоваться и для других целей (3Цар.22:10), и самый знаменитый пример этого – строительство иерусалимского храма (2Цар.24:18–25; 2Пар.3:1). Гумна могли быть также использованы не по назначению (Ос.9:1–2).

В аграрном мире, подобном библейскому, молотьба, сопровождающая сбор урожая, – основной символ изобилия. Ежегодный процесс молотьбы был чем-то вроде общественного ритуала, и в период молотьбы гумно превращалось в место семейной и общественной активности. Иногда молотили ночью, чтобы воспользоваться ветром. Помимо этого, полученное зерно следовало охранять от воров. Поэтому участники молотьбы и даже их домашние часто ночевали рядом с гумном.

Молотьба может символизировать насилие одних людей над другими (Ис.21:10; Ам.1:3), особенно суд (Иер.51:33; Мих.4:11–13; Авв. 3:12 {«пожираешь»}). Иоанн Креститель описывал мессианскую деятельность с помощью образа молотьбы (Мф.3:12; Лк.3:17). Орудия молотьбы могли, в свою очередь, символизировать орудия суда (Ис.41:15). Навыки, которые требовались для молотьбы, отражали божественное умение управлять народами и странами (Ис.28:24–29). Бесполезная солома (прах, мякина) обозначает нечто ненужное, или нечто, что исчезнет без следа (4Цар.13:7; Дан.2:35; Ос.13:3).

Животные, которым позволяли во время молотьбы съедать часть урожая, могли символизировать беззаботное состояние (Иер.50:11; Ос.10:11). Христианская миссия также описывалась как пахота и молотьба (1Кор.9:10).

Отдельные упоминания о молотьбе встречаются в описании левиафана – вероятно, крокодила (Иов.41:22), отношений мудрого царя с грешниками (Притч.20:26) и собирания Господом рассеянных израильтян (Ис.27:12 {«потрясет»}).

См. также: ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЗЕРНО, ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ; МЯКИНА, СОЛОМА; ТОЧИЛО, ПРЕСС ДЛЯ ВИНОГРАДА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle