Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Молот

(Hammer)

Для обозначения молота на еврейском языке используются два слова. Кузнечным молотом с тупой насадкой (pattis) работали кузнецы по металлу (Ис.41:7). Им также разбивали скальные породы (Иер.23:29). Maqqebet тоже был инструментом с тупой насадкой и тоже мог использоваться для ковки металла (Ис.44:12) или для забивания гвоздей (Суд.4:21; Иер.10:4). Кроме того, им обтесывали камни, и он, возможно, существовал в варианте с остроконечной насадкой. Скорее всего, maqqebet с тупой насадкой, применявшийся для обтесывания камней, был также инструментом, которым работали с зубилом (ср. 3Цар.6:7).

Молот, самый, пожалуй, древний из инструментов, использовался для придания материалам новой формы. Божий суд, цель которого заключалась в совершении изменений, был Его молотом. Молотоподобное пророческое слово само не подвергалось никаким изменениям, но придавало людям и событиям новую предопределенную свыше форму (Иер.23:29). В данной Иеремией характеристике Иудеи как камня, который необходимо разбить этим молотом, выражалась мысль не о податливом, а о твердом, упрямом, но хрупком народе, не желающем подчиниться (Иер.5:3; Иез.3:7–9; 36:26). Вавилон тоже выступил в роли молота Божьего суда (Иер.50:23), но такого, который, по иронии судьбы, сам может сломаться. Несколько веков спустя Маккавеи (слово, производное от maqqebet) перевернули этот образ и стали молотом, который Бог использовал для нанесения удара по угнетателям евреев.

Положительным результатам, которых достигает Бог при использовании молота, противопоставляются дела людей. Молот как основной инструмент кузнеца играл ключевую роль в создании всех образов богов, сделанных человеческими руками (Ис.41:7; 44:12; ср. Иер.10:4). Божий народ отливал и моделировал своих собственных подверженных деформации богов, а неизменный Бог отливал и моделировал Свой народ. Неприемлемыми были также изменения, которые люди могли производить в местах поклонения, так как при устроении жертвенника запрещалось применение «оскверняющих» железных инструментов (Исх.20:25; Втор.27:6; ср. 3Цар.6:7).

Феминистские истолкования находят сексуальную символику в рассказе об убийстве Иаилью Сисары (Суд.4:21) колом от шатра как фаллическим символом (Bal, 227–228). Такое истолкование выглядит, возможно, преувеличенным, но молот в этой истории вполне правомерно рассматривать как мужской инструмент (ср. с «молотом работников» в Суд.5:26), подчеркивающий тему изменения роли полов в рассказе о Деворе. (Возможно, такое понимание образа и его сексуальной символики подкрепляется фактом, что еврейское слово «молот», то есть maqqebet, буквально означает «пробойник», а связанное с ним слово женского рода neqeba означает «пронзенная», хотя и невозможно доказать, что первоначальные слушатели проводили такую аналогию.)

См. также: ОРУЖИЕ.

Библиография:

M.Bal, Death and Dissymmetry: The Politics of Coherence in the Book of Judges (Chicago: University of Chicago Press, 1988) 227–228.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle