Страдающий раб
(Suffering servant)
Возвышение через унижение – центральный мотив четвертой песни о Рабе у Исаии (Ис.52:13–53:12), из которой взято понятие «Страдающий Раб». Различные образы, подкрепляющие этот центральный мотив, делают словосочетание «Страдающий Раб» одним из богатейших по значению мессианских титулов в Ветхом и Новом Заветах. Этот архетип обычно включает в себя образ искупительного страдания ради других. Первый пример такого человека в Писании – Иосиф, который терпит бедствия, оказывающиеся спасительными для его семьи и всего мира в период голода (Быт.45:5–8; 50:20). Жизни Моисея, вождя, которого не ценили и который ходатайствовал перед Богом за свой нечестивый народ, и Иеремии, плачущего пророка, также соответствуют этому архетипу.
Хотя некоторые исследователи считают «песни о Рабе» у Исаии (Ис.42:1–4; 49:1–6;50:4–9; 52:13–53:12; по поводу первых трех ведутся споры) относящимися к Израилю, четвертая песнь, рассматриваемая на фоне Нового Завета, должна восприниматься как мессианская. И новозаветные авторы, и Сам Иисус неоднократно упоминают эту песнь как содержащую мессианские заявления (напр., Мф.8:17; Мк.9:12; Ин.1:29; 1Пет.2:21–25; Рим.5:19; см. также Мф.12:18–20 как перекликающийся с Ис.42:1–4).
Между всеми четырьмя песнями о Рабе есть важные связи, но наиболее ясно тема прославления Страдающего Раба через унижение звучит в четвертой песне (см. Ис.50:6, где в третьей песни страдание упоминается как часть служения Раба). Страдающий Раб служит знамением для царей и народов (Ис.52:13–15). Он «возвысится и вознесется» (Ис.52:13; интересно, что на еврейском языке здесь используются те же слова, что в Ис.6:1). Он станет знамением не вопреки унижению, но благодаря ему. Его пример, таким образом, важен для всех праведных людей, которые хотят быть угодными святому Богу. Этот Страдающий Раб вырастет «как росток их сухой земли» (Ис.53:2). Эти слова можно воспринимать как благословение, но скорее всего имеется в виду обратное. Судя по контексту, речь идет об отвержении и изоляции, об одиноком растении, которое борется за выживание в пустыне.
Вероятно, основной образ, связанный со Страдающим Рабом, – это агнец, которого приносили в жертву за грех в Ветхом Завете (Ис.53:4–9). Раны Раба описаны очень выразительно, он принимает на себя несовершенства и болезни человечества и заслуженное людьми наказание. Здесь мы находим основу учения о заместительной жертве. На этого агнца, который в своих страданиях странно безмолвен – в отличие от Иова, Иеремии и других – возлагаются грехи всех овец (см. Ин 1:29). Ради них он покидает мир живых.
Важно понимать, что именно Бог наказывает Раба, как ясно сказано в Ис.53:4; 53:6. Бог требует жертвы за грех, и Раб отдает себя в эту жертву. Таким образом, Раб занимает парадоксальное положение: Бог унижает его, но при этом возвышает за повиновение. Это повиновение Страдающего Раба дает жизнь, свет и праведность многим (Ис.53:10–11). Страдающий Раб – это также царственная фигура (Ис.53:12). Несмотря на повиновение вплоть до унижения, он получает военную добычу, как царь. Вознесенный, он продолжает служить Божьему народу, ходатайствуя за него.
Как пишет Петр, Страдающий Раб – пример и образец для последователей (1Пет.2:21–25). Страдающий Раб – высший образ устояния и веры, говорящий о возвышении через унижение и о необходимости принять крест, чтобы получить венец. Миссионерская карьера Павла, который часто страдал в своих путешествиях, – образец жизни христианина как Страдающего Раба Христа.
См. также: ИИСУС ХРИСТОС; КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ; СТРАДАНИЕ.