Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Стража, стражники, телохранители

(Guard)

В Древнем мире стража играла важную роль, и в Библии ее значение отражается в более 150 (180 в переводе NIV) упоминаний о страже или стражниках. Стража обеспечивала охрану правителей, их владений и проведение в жизнь их указов. На Ближнем Востоке ее содержали все власть предержащие: египетские фараоны (Быт.40:4), вавилонские цари (Дан.2:14) и израильские правители (4Цар.11:4–6). Кроме того, стражники сторожили узников (Иер.32:2). В Новом Завете стражник был приставлен для охраны гроба Иисуса (Мф.27:65), а у Ирода Антипы были свои телохранители (Мк.6:27). Ангелы служили Божьими стражниками, охранявшими вход в Едемский сад (Быт.3:24) и хранившими израильтян в пустыне (Исх.23:20). Что еще более важно, Сам Бог выступает в роли хранителя Своего народа (Пс.24:20; 85:2; 90:11; 96:10; Притч.2:8).

По сути своей стражник был символом защиты и бодрствования. В его обязанности входили охрана порученных его наблюдению объектов от причинения им ущерба или недопущение побега заключенных. Темничный страж в Филиппах был готов покончить с собой, когда, проснувшись после землетрясения, подумал, что узники убежали (Деян.16:27). Стражник олицетворял также силу. Эта сила исходила от власти, которой служил стражник. Царь Иудеи Ииуй приказал своим стражникам умертвить всех поклонников Ваала, что и было сделано (4Цар.10:25).

Эти образы защиты, бодрствования и силы внушали глубокое чувство безопасности верующему, который, подобно Павлу, уповал на Божью защиту. «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим.1:12).

В образе стражника подразумевается также мысль о сопротивлении. Не будь врага, не было бы необходимости и в стражниках. Человеческие стражники служат как бы физическим задним планом духовного противоборства сатаны Богу и Его Царству. Поэтому христианам необходимо противостоять козням сатаны (Еф.6:10–18; 1Пет.5:8).

Метафорические образы порой напоминают психологические описания необходимости самодисциплины. Псалмопевец, например, молится: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс.140:3). В Притчах в разных местах читаем, что разум будет охранять мудрого (Притч.2:11), что необходимо хранить наставление (Притч.4:13; ср. Притч.7:2), сердце свое (Притч.4:23), уста свои (Притч.13:3), язык свой (Притч.21:23) и душу свою (Притч.22:5). В равной степени метафорическим выглядит заявление, что «правда хранит непорочного в пути» (Притч.13:6).

См.также: БДИТЕЛЬНОСТЬ, СТРАЖА; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ЗАЩИТА; ТЕМНИЦА, ТЮРЬМА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle