Печаль
(Sorrow)
В Писании показаны разного рода человеческие скорби, горести и печали, которые могут вызываться неблагоприятными обстоятельствами, болезнью, разлукой, личной потерей, неудачей или грехом. Когда человек в печали, сердце, которое, по представлениям евреев, является средоточием эмоций, становится тяжелым и опускается вниз. Большинство библейских образов печали связывается с человеческими переживаниями (Пс.114:3; Рим.9:2), но по двум поводам печалиться может и Бог.
Человеческая печаль в Библии изображается как реакция на какое-либо бедствие. Она выражается в стенании Иакова о том, что предполагаемая смерть его сына сведет «седину мою с печалию во гроб» (Быт.42:38); в плаче Рахили, которая «не хочет утешиться», так как ее детей нет (Иер.31:15; ср. Мф.2:18), или в тоске Иисуса в Гефсимании, когда Его душа «скорбела смертельно» (Мф.26:38, пар. Мк.14:34). К числу конкретных образов, связанных с печалью, относятся иссохшее око (Пс.6:8; 30:10); скорбь в сердце (Пс.12:3); болезненное (Пс.114:3) или подавленное (Мф.26:38; Мк.14:34) состояние, утомленность души (Пс.118:28); нечто, в сочетании с болью изнуряющее человека и лишающее его покоя (Иер.45:3); физическое истощение (Лк.22:45) и сердечные мучения (Рим.9:2).
Печаль связывается и с Богом. Во-первых, в некоторых случаях Бог изображается сожалеющим о том, что Он сделал. Перед потопом «раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:6–7). Несостоятельность первого царя Израиля Саула тоже печалила Бога (1Цар.15:11, 35). Есть также случаи, когда Бога печалят бедствия, вызванные Его судом. Это относится к язвам, которые Он послал в наказание за проведенную Давидом перепись народа (2Цар.24:16; 1Пар.21:15). Он также сожалеет о разорении земли (Иер.42:10) и даже изображается плачущим о Моаве (Иер.48:32), хотя Он Сам несет ответственность за его опустошение.
Подобные образы, если их понимать буквально, ставят под сомнение такие понятия, как Божье совершенное предведение и Его цели в мире, которые, несомненно, исполняются не по воле тех, кто совершает эти дела, ибо не раз заявляется, что Бог никогда не меняет Своих намерений (Чис.23:19; 1Цар.15:29; Пс.109:4). Они, скорее, связаны с антропоморфизмом, когда Бог изображается в человеческих категориях. Точно так же, как библейские авторы говорят о мышце или руке Бога, они могут показывать Его скорбящим или раскаивающимся, то есть меняющим Свое отношение к содеянному.
Вместе с тем, к сказанному можно добавить, что в Писании ясно показано, что Бог действительно испытывает печаль, и в этом смысле мы обращаемся ко второму аспекту этого образа. Бога печалит непослушание людей. Так, грех Содома и Гоморры оказался настолько «тяжелым», что Бог посетил эти места для суда (Быт.18:20). К аналогичному результату приводят и грехи Его народа (Пс.77:40). Исаия пишет, что своим бунтом израильский народ огорчает Его Святого Духа (Ис.63:10), и этот образ используется Павлом применительно к новозаветным условиям: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30). Хотя образ и выражается на человеческом языке, он применим к личным отношениям верующих с Богом, Который есть не просто бесстрастная сила и статичный разум, и осознание этого становится мощным моральным стимулом.
См. также: БОЛЬ, МУКИ; СЕРДЦЕ; СКОРБЬ, ГОРЕ; СЛЕЗЫ; СТРАДАНИЕ; ТРАУР, ПЛАЧ.