Слезы
(Tears)
Слезы – это проявление сильного чувства, обычно печали. В Библии слезы, хоть и связаны с плачем, но упоминаются в большем количестве случаев и более часто. Слезы проливаются как признак смирения (Пс.79:6; Деян.20:19), беспомощности (Иер.9:1) и разочарования (Плч.1:16). Хотя на самом деле еврейские и греческие слова, обозначающие слезы, встречаются в Ветхом и Новом Заветах всего тридцать шесть раз, часто слезы предполагаются. Однако тексты, где используются глаголы, обозначающие плач, иногда переводятся с помощью фраз, включающих в себя слово слезы. Слезы из Быт.27:38 явно упоминаются в Евр.12:17. Менее прямые выражения – «истомиться» (Пс.68:4) или «излиться» (1Цар.1:15; Иов.30:16; Пс.21:15;41:5; Плч.2:11, 19) – также могут подразумевать слезы.
Герои библейского повествования проливают слезы во множестве ситуаций: при заключении договора, от своего имени (Быт.27:38) или от имени других (Есф.8:3; Мк.9:24); особенно при молитве Богу (1Цар.1:10; 2Цар.12:22; 4Цар.20:3; Иов.16:16, 20; Плч.2:18–19); от радости (Быт.43:30); от тоски по умершим любимым людям (Ревекка по своей няне, Быт.35:8; Давид по Авессалому, 2Цар.18:33; Рахиль по своим детям, Иер.31:15 и Мф.2:18; Мария по Лазарю, Ин.11:33; ученики по Иисусу, Мк.16:10 и Ин.20:11; друзья по Тавифе, Деян.9:39); от печали из-за Отступничества народа (Пс.118:136) или несчастья (Ис.16:9; Плч.1:2, 16; Лк.23:28; хотя, судя по Иез.24:16, тут слез может быть недостаточно); из-за депрессии или духовной печали (Пс.41:4); от дурного обращения (Пс.30:10; Ек.4:1; Деян.20:19); при предвосхищении изгнания (Иер.9:18) или осознании его (Пс.136:1); от физических страданий, воспринимаемых как Божья кара (Пс.6:7–8; 38:13); при угрызениях совести (Петр в Мф.26:75). Часто мы не можем выделить одну эмоциональную причину слез. Смешанные эмоции приписываются старейшинам в Езд.3:12; ими объясняются слезы женщины, которой много было прощено (Лк.7:38, 44) – здесь, без сомнения, радость и благодарность смешиваются с раскаянием. Во многих отрывках комментаторы объясняют слезы как признак раскаяния и покаяния в грехах, даже если эти чувства прямо не названы.
Христос оплакивает Своего умершего друга Лазаря (Ин.11:35), духовно черствый и поэтому обреченный на погибель Иерусалим (Лк.19:41) и Свою собственную внутреннюю борьбу (Евр.5:7, аллюзия на Гефсиманию и, возможно, на другие, неописанные эпизоды). Помимо этих конкретных сцен, Он назван «мужем скорбей... изведавшим болезни» в Ис.53:3, и уже в раннехристианские времена некоторые из псалмов плача воспринимались как относящиеся к Нему. Его слезы – признак Его человечности, часть и символ Его самоуничижения.
Слезы Христа, пролитые из сострадания к людям, в Ветхом Завете предвещает пророк Иеремия, как в своем пророчестве (Иер.9:1; 13:17; 14:17), так и в приписываемом ему Плаче (Плч.2:11; 3:48–49). Павел – последователь Христа в этом отношении: он так заботится об обращенных, что мы видим его в слезах (Деян.20:31), и он упоминает об этом в посланиях (2Кор.2:4).
Слезы, вызванные скорбью в связи с грехами людей, по очевидным причинам, играют особенно важную роль в гомилетике и традиции поклонения. Слезы Петра после отречения от Господа; обильные рыдания женщины, которая омыла ноги Иисуса своими слезами (и которая традиционно отождествляется с Марией Магдалиной, плакальщицей у могилы); и покаянный плач в псалмах, приписываемых Давиду (напр., где слезы кажутся естественной реакцией «сердца сокрушенного и смиренного», см. Пс.50:19) – таковы основные тексты, в которых проводится четкая связь между слезами и покаянием. Есть и примеры, когда мы не уверены в искренности чувств плачущего. Слезы, пролитые в Иер.3:21, например, – всего лишь попытка избежать справедливого гнева Бога. Очень часто контекст непокорности и идолопоклонства, в котором проливаются такие слезы, ставит под сомнение их искренность.
Писание гласит, что Бог избавит людей от слез, за исключением виновных в непростительных преступлениях (случай с Исавом, Евр.12:16–17) или нераскаявшихся, несмотря на страдания (Мал.2:13 в наиболее традиционном прочтении). Действительно, сын Давида умирает во младенчестве (2Цар.12:22–23), но Господь видит слезы Езекии и исцеляет его (4Цар.20:5, пар. Ис.38:5). «Ты избавил душу мою от смерти, очи мои – от слез», – говорится в псалме (Пс.114:8), а слезы «Рахили» приведут к возвращению изгнанников (Иер.31:16). В самом деле, есть уверенность, что «вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс.29:6), и что «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Пс.125:5); эта надежда отражена также в Лк.6:21 и Ин.16:20. Дело не просто в том, что горечь, выраженная в слезах, сменится в конечном итоге радостью, но в том, что слезы могут быть путем к радости, поэтому они благи. В экзегетической традиции сюда относят также Пс.83:7: «Проходя долиною Бака [плача], они открывают в ней источники»; несмотря на разницу в метафорах (вода вместо засухи), чудо здесь то же. Слово baka переведенное в KJV как имя собственное, дословно переводится в LXX, и позже в Вульгате передается как vallis lacrymarum – источник нашего распространенного выражения «долина слез», ставшего метафорой всего земного паломничества. В то же время у Исаии идее прекращения плача придан эсхатологический оттенок (Ис.30:19; 35:10; 51:11; 65:19 и особенно Ис.25:8: «Отрет Господь Бог слезы со всех лиц»). Этот последний образ дважды цитируется в Книге Откровение (Откр.7:17; 21:4).
Среди зрительных образов, связанных со слезами: затуманенные глаза (Пс.37:11); искаженное от плача лицо (Быт.43:31; 2Цар.12:20; см. УРОДСТВО) и образ бурного потока – источника (Иер.9:1, 18) или реки (Пс.118:136; Плч.2:18) слез, достаточного, чтобы промочить постель (Пс.6:7) или наполнить мех для вина (Пс.55:9 {«сосуд»}). Последний образ (noʼd) может представлять собой игру слов в паре с nod («скитания») из предыдущей части, но понятие сохранения Богом слез страдающих становится здесь доминирующей темой, параллель к которой приводится во втором полустишии. Помимо чисто визуальных присутствуют такие образы, как слезы, примешивающиеся к напитку (Пс.101:10) или заменяющие пищу и питье (Пс.41:4; 79:6; 126:2, «хлеб печали»).
См. также: ПЛАЧ; ПСАЛМЫ-ЖАЛОБЫ; ТРАУР, ПЛАЧ.
Библиография:
Т. Collins, «The Physiology of Tears in the Old Testament», CBQ 33 (1971) 18–38, 185–197;
I. Hausherr, Penthos: The Doctrine of Compunction in the Christian East (1994) (Cistercian Studies 53; Kalamazoo, MI: Cistercian, 1982);
F. F. Hvidberg, Weeping and Laughter in the Old Testament: A Study of Canaanite-Israelite Religion (Leiden: Brill; Copenhagen: A. Busck, 1962);
M. Ross, The Fountain and the Furnace (New York: Paulist, 1987).