Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Надежда, упование

(Норе)

Слово надежда в современных переводах встречается более 150 раз, однако связанные с ним образы не столь богаты. Вместе с тем, даже как абстрактное понятие надежда обладает образной силой, особенно когда появляется в выразительной триаде веры, надежды и любви (1Кор.13:13) или служит кульминационным пунктом в перечне добродетелей, к которым приводит страдание (Рим.5:4–5). Основная характеристика надежды заключается в ориентации на какие-то блага в будущем, которых человек ожидает, но еще не имеет (Рим.8:24–25).

Абстрактный образ начинает приобретать определенную конкретность, когда мы наблюдаем, с какими понятиями надежда связывается в Библии. Люди надеются или уповают на Бога или Христа (около десятка упоминаний), на Божью неизменную любовь (Пс.32:18; 146:11), на Божье слово (Пс.118:81, 114, 147; 129:5) и на Божье обетование (Деян.26:6). Библейские авторы возлагают надежду на Бога (Иер.14:22; 1Тим.5:5), на Христа (Еф.1:12) и на «благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет.1:13). Они уповают на Божье спасение (Пс.118:166) и на будущее восстановление после плена (Иер.31:17). Читаем также о Боге как о надежде (Иер.17:13), о чаянии воскресения мертвых (Деян.23:6), о надежде разделить славу Божью (Рим.5:2), об уповании славы (Кол.1:27), спасения (1Сол.5:8) и вечной жизни (Тит.1:2).

Следует отметить также особенности надежды. Надеяться, в соответствии со значениями греческих слов можно страстно (Гал.5:5) или терпеливо (Ис.8:17), надежда может быть непоколебимой и твердой (2Кор.1:7; 1Сол.1:3). Надежда «возлагается» (1Тим.4:10; 5:5; 6:17) на что-то и «предоставляется» верующим как ободрение (Евр.6:18). Надежда связана с радостью (Рим.5:2), верой (Евр.11:1) и терпением (Рим.5:3–5; 1Сол.1:3).

Наконец, мы подходим к бесспорным образам надежды в Библии. Надежда – это дверь (Ос.2:15 {«предверие»}), «якорь [души] безопасный и крепкий» (Евр.6:19) и шлем (1Сол.5:8). Можно надеяться «на уготованное вам на небесах» (Кол.1:5). Надежда находится внутри верующего (1Пет.3:15 ) и представляет собой то, к чему человек возрождается (1Пет.1:3). Надеющиеся на наступление мессианского века – «пленники» надежды (Зах.9:12). Кроме того, в определенном смысле многие библейские апокалиптические видения будущего представляют собой образы надежды для верующего – нечто вполне осязаемое, к которому верующие относятся как к конечной реальности и на которое они ориентируют свою настоящую жизнь.

См. также: АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО; ВЕРА; ВОСКРЕСЕНИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ; МИР (I) – ПОКОЙ; НЕБО; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; СПАСЕНИЕ; СТОЙКОСТЬ, ТЕРПЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle