Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Обольщение, соблазн, прелюбодеяние

(Seduction)

Совокупный образ обольщения выражается в словах обольщение, обольщать, обольститель и обольстительница. В библейских образах обольщения изображаются люди, подвергающиеся искушению кем-то или чем-то отойти от пути, которому им надлежит следовать. Неподобающий путь сулит удовольствия и награды (материальные или духовные), которых в противном случае человек может лишиться. С образом обольщения тесно связан окольный характер призыва. Обольщенный человек завлекается постепенно и все больше отходит от того, чему он должен оставаться верным. Люди могут нарушать верность под воздействием угроз, из стадного чувства или просто из желания получить деньги или власть, но все это – результат, скорее, преднамеренных или спонтанных действий, а не обольщения. В словах же, используемых в различных переводах Библии для выражения мысли об обольщении (соблазнять, прельщать, завлекать, обманывать, сбивать с пути), подразумеваются одновременно значения заманивания и обмана.

В Библии показаны люди, соблазняющиеся на разного рода дурные поступки, среди которых поклонение иным богам (Втор.11:16), недозволенные половые связи (Иов.31:9), воровство и насилие (Притч.1:10–11), предательство (Суд.16:5). Соблазнители бывают разными. Обмануть и сбить с пути могут змей (Быт.3:1), небесные тела (Втор.4:19), женщина (Ек.7:26), члены семьи (Втор.13:6), дурная компания (Притч.1:10–19), обещания богатства (Иов.36:18), лжепророки или лжеучителя (Иез.13:10).

Различные пути, которыми обольщение может проникать в душу, демонстрирует искушение в саду (Быт.3:1–6). Оно может взывать к чувствам (запретный плод приятен для глаз), удовлетворению аппетита (плод хорош для пищи) или к рассудку (плод может дать мудрость). Но основной силой, приведшей к грехопадению, была хитроумная аргументация змея. Чаще всего оружием обольщения в Библии служат слова – настойчивые, обманчивые, вкрадчивые. Во Второзаконии есть предупреждение, что родственник или друг может «уговаривать тебя тайно... говоря: “пойдем и будем служить богам иным”» (Втор.13:6). Далида, известная ветхозаветная искусительница, изводила и обхаживала Самсона, пока он не раскрыл секрет своей силы. Прелюбодейка в Притчах прельщала свои жертвы «множеством ласковых слов» (Притч.7:21; см. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ) и речами «мягче елея» (Притч.5:3). Иезекииль обвинял лжепророков в том, что они вводят народ в заблуждение, «говоря: “мир”, тогда как нет мира» (Иез.13:10).

Вслед за ветхозаветными пророками против соблазна лжеучителей предостерегали верующих новозаветные авторы. «Ласкательством и красноречием [они] обольщают сердца простодушных» (Рим.16:18) и увлекают «философиею и пустым обольщением» (Кол.2:8). Петр так описывал лжеучителей: «Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении» (2Пет.2:18).

В Новом Завете часто изображаются люди, сбивающиеся с пути из-за собственных греховных желаний, символизирующих обольстительные силы, направленные против спасительной Божьей благодати в человеке. Павел пишет о ветхом человеке, истлевающем в «обольстительных похотях» (Еф.4:22), Иаков использует образ полового обольщения, чтобы показать, как наши желания незаметно подталкивают нас в ложном направлении: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех раждает смерть» (Иак.1:14–15).

Здесь Иаков повторяет истину, которая демонстрируется на всем протяжении Библии: поддающийся обольщению греха в конечном счете навлекает на себя погибель.

См. также: АППЕТИТ; БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ; НАГРАДА; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; ПУТЬ, СТЕЗЯ; УДОВОЛЬСТВИЕ, НАСЛАЖДЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle