Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Удовольствие, наслаждение

(Pleasure)

Удовольствие выражается в чувстве радости, восхищения и удовлетворения. В более широком смысле это понятие распространяется также на вещи, вызывающие такое чувство – на так называемые жизненные удовольствия. Для классификации образов удовольствия в Библии нам необходимо задаться вопросом, какие стороны жизненного опыта приносят радость и удовлетворение персонажам и авторам Библии. Хотя образы удовольствия присутствуют во всей Библии, приятные ощущения описываются прежде всего в поэтических книгах. Библия привносит дополнительную сложность в общую картину, проводя различие между добродетельными удовольствиями и дурными, между истинными и ложными. Кроме того, необходимо различать человеческие удовольствия и Божьи.

Человеческие удовольствия. Что же в Библии приносит удовольствие персонажам (и авторам)? Одна из основных категорий – красота. Источником удовольствий служит, например, красота природы, как об этом свидетельствуют, в частности, пять псалмов о природе в Псалтири (Пс.8; 18; 28; 103; 148). Рассказ о дожде и о последующем богатом урожае в конце Пс.64 (Пс.64:10–14) настолько выразителен, что сам автор как будто бы сопереживает и радуется вместе с растениями погоде и их росту. В Пс.146–147 поэт перечисляет красоты и богатства природы – звезды, дождь и траву, отборную пшеницу и сезонные изменения, выражая тем самым свое восхищение.

Художественная красота тоже доставляет удовольствие персонажам и авторам Библии. Эстетическая красота храма побуждает псалмопевца воскликнуть: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» (Пс.83:2). «Сладкозвучные гусли с псалтирью» приносят наслаждение (Пс.80:3). Источником удовольствия может быть и литература: автор Екклесиаста, делясь с нами своими литературными замыслами, заявляет, что он «старался приискивать изящные изречения» (Ек.12:10).

Еще одно удовольствие в глазах авторов Библии – семейная жизнь. «Блажен» родитель, наполнивший детьми свой «колчан» (Пс.126:5). Благословляется человек, чья жена, «как плодовитая лоза» в доме, и чьи дети, «как масличные ветви» за столом (Пс.127:3–4). Внуки – тоже источник удовольствия, согласно пожеланию псалмопевца увидеть «сыновей у сыновей твоих» (Пс.127:6). Особое удовольствие родителям доставляют мудрые дети (Притч.10:1; 15:20; 23:24–25; 27:11; 29:3).

Источниками удовольствия в Библии служат также романтическая любовь и половое удовлетворение. В Притч.5:18–19 содержится краткое прославление любви в браке в сочетании с предостережением против ложных удовольствий прелюбодейной половой жизни (Притч.5:20–23). Классический текст об удовольствиях романтической и половой любви – Песнь песней. В ней перечисляются удовольствия, связанные с романтическими и половыми отношениями, такие как близость к возлюбленной, поцелуи и ласки и физическая привлекательность, в том числе женские украшения. Но самое главное – любовная поэзия, подобная Песни песней, показывает нам, что любовь изменяет весь мир. Любовные отношения проецируются на жизнь не только возлюбленных – в первую очередь, и на природу, поэтому Песнь песней можно читать как поэму о природе, прославляющую радости сельской жизни и времен года.

В Библии прославляются также радости, связанные с общинными и дружескими отношениями. Верующим «хорошо и приятно» жить вместе (Пс.132:1). В ветхозаветных картинах торжеств и паломничеств в Иерусалим показаны яркие образы общения родственных душ, совместно участвующих в делах общины. В евангелиях мы тоже неоднократно видим Иисуса, общающегося с учениками за трапезами и на отдыхе.

Как уже кратко отмечалось, видное место в Библии занимает удовольствие, которое доставляет поклонение. Автор Пс.41, живший в плену, так вспоминает о радостях поклонения: «Я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» (Пс.41:5). Другой псалмопевец восклицает: «Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень”» (Пс.121:1). В Пс.83, типичном псалме поклонения, описываются радости поклонения Богу в храме (в том числе радости паломничества).

Одна из ведущих тем Библии выражается в том, что удовольствия не надо искать далеко. Картинами радостей повседневной жизни изобилует Книга Екклесиаста. Читаем, например, что «если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий» (Ек.3:13). Или: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это – дар Божий» (Ек.5:18). Жизненные удовольствия доступны каждому – можно есть хлеб с весельем (Ек.9:7), жить в радостном духе (Ек.9:8) и наслаждаться «жизнию с женой, которую любишь» (Ек.9:9). Внимательному взору автора Книги Екклесиаста доставляет удовольствие просто свет солнца: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» (Ек.11:7). Автор настолько убежден в благости достойных удовольствий, что ему кажется трагичным, если человек не пользуется благами этой жизни (Ек.6:2–3, 6; ср. также Ек.12:1, где трагизм старости выражается в том, что «нет удовольствия» в жизни).

Исходя из предпосылки, что повседневная жизнь может быть источником удовольствий, приятными могут быть практически любые дела, и именно это показано в Библии. Приятными могут быть земля (Пс.105:24), речь (Притч.16:21, 24; 23:8) и владение имуществом (Притч.24:4). К числу удовольствий повседневной жизни можно отнести даже сон (Пс.4:9; 126:2). Счастливым человека могут сделать «доброе слово» (Притч.12:25), а также мази и благовония (Притч.27:9). Или можно обратиться к всеобъемлющей картине радостей благочестивой и нравственной жизни в нескольких панегириках в Псалтири с перечнем связанных с ней удовольствий (Пс.1; 14; 111; 127). Радость нравственной жизни кратко выражена в Притч.10:23: «Человеку разумному свойственна мудрость». Удовлетворение приносят также «чистое сердце и добрая совесть» (1Тим.1:5).

Наибольшую радость персонажам и авторам Библии доставляет Бог. В псалмах, где мы видим «выражение гедонизма повсеместно» (Piper 1986, 17), неизменно повторяется тема удовольствия, которое верующие находят в Боге и в Его делах. Пс.15 можно считать небольшим классическим произведением на эту тему с его памятными образами «межей», которые «прошли по прекрасным местам», «полноты радостей» от присутствия Бога и «блаженства в деснице Твоей вовек» (Пс.15:6, 11). Дела Господни велики и «вожделенны для всех, любящих оные» (Пс.110:2; ср. Пс.91:5). Псалмопевец радуется о Боге (Пс.9:3) и «веселится о Господе» (Пс.31:11; ср. Пс.39:17; 69:5). За известным отрывком, призывающим людей пользоваться удовольствиями жизни (Ек.5:17–18), следует парадоксальное дополнение: «Не долго будут у него в памяти дни жизни его; поэтому Бог и вознаграждает его радостию сердца его» (Ек.5:19). Человеческое и Божье удовольствие соединяются и в увещевании псалмопевца: «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Пс.36:5).

Самый очевидный вывод, который можно сделать из этих образов человеческого удовольствия в Библии, заключается в том, что Бог хочет, чтобы Его народ был счастливым, и что (используя формулировку Джереми Тейлора) Он угрожает ужасными бедами людям, которые отказываются быть счастливыми. Удовольствие – само по себе благо, как это подтверждается учением о небе и об аде. Бог – не небесный скряга, надеющийся сделать Свои творения несчастными. Бог, напротив, предлагает Своему народу воспользоваться праздничным домом и «потоком сладостей» (Пс.35:9). Он Тот, Который дает все необходимое, чтобы сделать человеческую жизнь в этом мире приятной (Ек.2:24, где сказано, что все радости «от руки Божией»). Радости, которые люди находят в жизни, – по сути радости Бога, Который желает «мира рабу Своему» (Пс.34:27).

В основе всех библейских образов человеческих удовольствий лежит предпосылка, что они исходят от Бога. По словам 1Тим.6:17, Бог дает «нам все обильно для наслаждения». В Книге Екклесиаста тоже дающим удовольствие или радость показан Бог – это не то, чего люди могут добиться своими усилиями. Благо, говорит автор Екклесиаста, «от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Ек.2:24–25). Способность «брать свою долю и наслаждаться от трудов своих... дар Божий» (Ек.5:18).

Выразительный образ удовольствий пронизывает всю Библию. Первоначальный образ удовольствия в Библии связывается с раем – садом, который Бог насадил специально для людей, в том числе «всякое дерево, приятное на вид» (Быт.2:9). Рай – синоним наслаждения, и рассказ в Бытии отличается от древних аналогов упором на то, что счастливый сад был предназначен Богом для людей. Две последние главы Библии возвращают нас к теме наслаждения картинами радости, прекращения боли и слез (Откр.21:4) и обеспечения всех человеческих потребностей (Откр.21:6; 22:2).

Ложные греховные удовольствия. Библия поражает нас неожиданностью или, по крайней мере, парадоксом, выставляя некоторые удовольствия в дурном свете. Парадокс дурных удовольствий можно найти, например, в Евр.11, главе, посвященной героям истинной веры, где читаем, что Моисей «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение» (Евр.11:25). «Греховные наслаждения» требуют немедленного удовлетворения, которое могут приносить некоторые нравственно дурные поступки. Можно также предположить, что удовольствие бывает «ложным», когда оно безнравственно или когда ему придается слишком большое значение (вплоть до идолопоклоннического обожания).

Хотя Библия в определенном смысле одобряет поведение человека как искателя удовольствий, Павел во 2Тим.3:4 показывает дурные стороны присущей человеку склонности искать удовольствия, когда говорит о людях, которые «более сластолюбивы, нежели боголюбивы». Петр развивает этот образ и пишет о людях, которые «полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманом своим, пиршествуя с вами» (2Пет.2:13). Здесь мы видим двойной образ – образ дел, приносящих телу временное удовлетворение, но приводящих своей чрезмерностью к пренебрежению более высоким благом, то есть Богом, и становящихся тем самым аморальными, неугодными Богу.

К самой очевидной категории приятных грехов, изображенных в Библии, принадлежат недозволенные половые связи. Памятным примером служит прелюбодеяние Давида с Вирсавией (2Цар.11). Но наиболее подробная картина ложных удовольствий, связанных с недозволенными половыми отношениями, представлена в Притчах. Соблазнительница уверяет свои жертвы, что «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен» (Притч.9:17). Развернутый рассказ об искушении в Притч.7:6–27 изобилует выразительными образами полового и чувственного удовольствия – поцелуи, убранная коврами постель, роскошные ткани на ней, ароматы, уединение и приглашение: «Зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовию» (Притч.7:18). Столь же ярок образ «льстивого языка чужой» (Притч.6:24) и ее сексуальной привлекательности, охарактеризованной как «красота», которую человек желает в сердце своем и к которой женщина приманивает своими ресницами (Притч.6:25).

Описание извращенного удовольствия дополняется другими образами. Слова: «Кто любит веселье, обеднеет» (Притч.21:17), – относятся к человеку, пренебрегающему трудовыми обязанностями ради того, что выглядит в данный момент приятным. Люди могут наслаждаться аморальными поступками, например, «находить удовольствие во лжи» (Пс.61:5 RSV). Пагубными привычками и недостатком самоконтроля явно отличаются люди, названные «рабами похотей и различных удовольствий» (Тит.3:3). Самые развернутые образы суеты и разочарования, сопутствующих желанию предаваться удовольствиям, показаны в Ек.2:1–11, где автор решил испытать себя «веселием», занявшись разумными чувственными усладами, приобретением добра, сексуальными забавами и развлечениями. Он «не возбранял сердцу моему никакого веселия», но в конце концов осознал бессодержательность этого: «Все – суета и томление духа». В этом испытании древний учитель попытался получить от жизненных удовольствий больше, чем они могут дать, но в других местах Екклесиаста показана радость от того, что дает Бог.

Отметим, наконец, места ложных удовольствий. В Ек.7:2–4 говорится о «доме пира» и «доме веселия». В Притч.9:13–18 у безрассудной женщины есть свой «дом», в который она заманивает соблазнительным приглашением отведать «утаенного» хлеба. Суть пространственной метафоры по крайней мере двоякая: 1) многие дела требуют определенного места, в котором они совершаются и с которыми они связываются, и 2) распутный образ жизни захватывает человека и становится «миром», в котором он живет. Истинные удовольствия тоже связываются с определенными местами. Псалмопевец испытывает блаженство в деснице Бога (Пс.15:11) и в храме (Пс.83:5).

Божьи удовольствия. Человеческие удовольствия дополняются Божьими. Что же доставляет удовольствие Богу? Прежде всего люди. Читаем, например, что «благоволит Господь к боящимся Его» (Пс.146:11) и что «благоволит Господь к народу Своему» (Пс.149:4). Бог «дает мудрость и знание и радость» человеку, который «добр пред лицом Его» (Ек.2:26). Богу доставляют также удовольствие дела людей, которые следуют за Ним. Ему благоприятны размышления благочестивого человека (Пс.103:34). «Слова... непорочных угодны Ему» (Притч.15:26), и Господу могут быть угодными «пути» человека (Притч.16:7). С другой стороны, есть люди, не доставляющие Богу удовольствия. Например, Бог «не благоволит к глупым» (Ек.5:3); Он «не хочет» жертв от людей, сердца которых не настроены на поклонение (Ис.1:11); Он – «Бог, не любящий беззакония» (Пс.5:5), и Он скорбит в сердце Своем от нечестия людей (Быт.6:6).

Во-вторых, Богу угодно истинное поклонение Ему. Здесь можно отметить образ жертвенника, начиная с того, который устроил Ной и о котором читаем, что «обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:21). Вообразить себе Бога, обоняющего запах сжигаемых животных и птиц, который поднимается к небу от жертвенника, значит получить хоть какое-то представление о Его радости от праведного поклонения. Бог действительно получал удовольствие от расположения сердца Ноя. Во многих наставлениях, данных Богом Моисею и израильтянам, содержится более тридцати упоминаний о всесожжении, которое источает Господу «приятное благоухание» (см., в частности, Чис. 28–29).

Разумеется, приятные Богу приношения на жертвеннике должны сопровождаться покаянием сердца. Именно это особенно угодно Богу, что ясно показано в Пс.50:18–19, где утверждается, что Бог «к всесожжению не благоволит», но что Ему угодны «дух сокрушенный» и «сердце сокрушенное и смиренное». Говорится также, что прославление имени Бога в песни и превознесение Его в славословии «благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами» (Пс.68:31–32). Уже на примере непослушания Саула мы видим принцип, согласно которому Богу не столь приятны всесожжения и жертвы, «как послушание гласу Господа» (1Цар.15:22). К этому можно добавить слова Иисуса самарянке, что Бог «ищет» (или «Ему угодно») поклонение «в духе и истине» (Ин.4:23). Придавая образу «приятного благоухания» метафорический смысл, Павел называет полученные им от филиппйцев дары «благовонным курением», приятной и благоугодной Богу жертвой (Флп.4:18). По другому поводу Павел призывает христиан «представить тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1). Богу угодны также люди с истинной верой: «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6).

Богу доставляет удовольствие и Его Творение. В Быт.1 показано удовлетворение художника в процессе творчества, и рассказ перемежается заявлениями: «И увидел Бог, что это хорошо». Иными словами, Богу понравилось созданное Им. Перечислив красоты сотворенной природы, псалмопевец так выразил свои чувства: «Да веселится Господь о делах Своих!» (Пс.103:31).

Наконец, Бог получает удовольствие, когда делает добро Своему народу. Через пророка Иеремию Он сказал о народе, который Он восстановит: «И буду радоваться о них, благотворя им, и насажу их на земле сей твердо – от всего сердца Моего и от всей души Моей» (Иер.32:41). Моисей тоже сказал израильтянам, что «снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор.30:9–10). Бог «желает мира рабу Своему!» (Пс.34:27). Исаия изображает грядущий золотой век, о котором Бог говорит: «И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе» (Ис.65:19). Бог назовет восстановленный народ «Мое благоволение к нему», ибо «Господь благоволит к тебе... как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис.62:4–5).

См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ; БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ДОСУГ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; ИГРА; КРАСОТА; ПОКЛОНЕНИЕ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПРИРОДА; САД.

Библиография:

N.Geisler, «The Christian as Pleasure-Seeker», Christianity Today, September 26,1975, 8–12;

J. Piper, Desiring God: Meditations of a Christian Hedonist (Portland, OR: Multnomah Press, 1986);

J. Piper, The Pleasures of God: Meditations on God’s Delight in Being God (Portland, OR: Multnomah Press, 1991).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle