Источники воды
(Springs of water)
Вода на Среднем Востоке драгоценна, и большая ее часть берется из природных родников или источников. Образ источников в Библии по значению сходен с образами рек и воды, но источник вызывает больше ассоциаций, это «живая» вода, синонимичная поддержанию и восстановлению жизни. Как постоянный поток воды, источник воплощает принцип естественного поддержания жизни, обильного и непрекращающегося. Источники в Библии практически всегда имеют положительное значение и упоминаются около пятидесяти раз (так как колодцы часто располагались на месте источников, в некоторых современных переводах слово источник часто передается как колодец). Во многих из процитированных ниже отрывков Бог показан как Личность, обладающая могуществом создавать и осушать источники воды.
Образ источника воды неразрывно связан с географией и климатом Святой Земли. Так как осадков выпадает недостаточно, подземные источники там особенно ценятся. Вряд ли Моисей мог дать более благоприятное описание земли обетованной, чем следующее: «Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор» (Втор.8:7). В Пс.103, одном из наиболее замечательных описаний естественной заботы Бога о людях в Библии, говорится, что Бог «послал источники в долины» (Пс.103:10).
Некоторые из свойств источников, упоминаемых в Библии, связаны с особенностями топографии Палестины. Часто источники встречаются в пустыне (Быт.36:24; Пс.83:7; 106:35; Ис.35:7; 41:18; 43:19). Источники нередко располагаются в пустынных оазисах, где путешественники могут отдохнуть или даже спастись (Быт.16:7; Исх.15:27; Чис.33:9). В сухом климате водные источники неразрывно связаны с растительностью, которой в случае их отсутствия не было бы (Быт.49:22; Ис.44:18). Сады также связаны с источниками (Ис.58:11; 61:11). Значение источников в Библии заключается еще в том, что рядом с ними располагались колодцы (Быт.24:13, 16, 29, 42–43, 45; 26:19).
В сравнении с колодцами и водоемами, источники имеют то преимущество, что вода в них постоянно находится в движении. Это не просто вода, но обилие воды. В воображении автора псалма источники связаны с потоками (Пс.73:15). В Притч.8:24 основное качество источников в том, что они – «обильные водою», а Исаия говорит об «источнике, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58:11).
На основании всего этого нетрудно понять, почему источники так высоко ценились в библейском мире. В Нав.15:18–19 дочь Халева просит отдать ей в приданое несколько источников, называя их благословением. В сухом климате источники имели такое значение, что на них ссылались как на важные географические пункты (Нав.15:9; 18:15; Суд.7:1).
Некоторые особенности образа источников в Библии скорее скрыты, чем очевидны, и частью основаны на древней космологии. Евреи считали, что источники и ручьи питают океаны (Быт.7:11; 8:2; Иов.38:16 {«глубину моря» = источники моря}). Хотя река, вытекающая из Едемского сада, не названа источником, она похожа на исток, позже разделяющийся на четыре реки (Быт.2:10–14). С этим образом перекликается образ источника, вытекающего из храма и превращающегося в разветвленную реку, у Иезекииля (Иез.47:1–2, 12).
Хотя в большинстве случаев значение образа источника положительно, есть и негативные моменты. Так как воды было мало, угроза загрязнения источников и колодцев была очень серьезной (Лев.11:35–36; 4Цар.2:19–22). Устройство плотин на реках было военной уловкой, призванной причинить вред врагу (4Цар.3:19, 25; 2Пар.32:3–4). Божий суд включает в себя использование источников для создания потопа (Быт.7:11; 8:2), осушение источников (Иер.51:36; Ос.13:15), а также осквернение и загрязнение их (Откр.8:10–11; 16:4).
Символическое значение источников разнообразно и основано на их физических свойствах, перечисленных выше. Человеческая развращенность изображается как загрязненный, оскверненный или высохший источник (Притч.25:26; Иер.2:13; Иак.3:10–12; 2Пет.2:17). В положительном же отношении говорится, что «истина возникнет из земли» (Пс.84:12). В псалме, восхваляющем Сион и полном патриотического чувства, основное восхваление звучит так: «Все источники мои в Тебе» (Пс.86:7). «Источники жизни», метафора для обозначения внутренней сущности человека и ее проявлений, исходят из сердца (Притч.4:23). Сексуальное желание мужа подобно источнику воды, который должен оставаться частной собственностью его жены (Притч.5:16). Глаза возлюбленного – «как голуби при потоках вод» (Песн.5:12). Целомудренная невеста – запертый сад, внутри которого находится «заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн.4:12).
Символическое значение источника воды достигает кульминации в картинах спасения. Согласно апокалиптическим видениям Ветхого Завета, в грядущем мессианском веке духовные источники воды появятся в пустыне (Ис.43:19) и приведут туда искупленных (Ис.49:10), да и сами искупленные, как отмечено выше, будут «как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58:11). Эти пророчества находят исполнение в новозаветных упоминаниях о воде спасения, которая становится в людях «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14), «живыми источниками вод», которыми наслаждаются прославленные святые на небесах (Откр.7:17). Спасение, которое Христос предлагает жаждущим людям, – дар «от источника воды живой» (Откр.21:6).
См. также: ВОДА; ВОДОЕМ, ВОДОХРАНИЛИЩЕ; ИСТОЧНИК; КОЛОДЕЦ; РЕКА; РУЧЕЙ, ПОТОК.