Изгнанник, изгой
(Outcast)
Образ изгнанника сродни положению скитальца (см. БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ) и ссыльного. Основной признак изгнанника выражается в удалении из родного дома (в широком смысле этого слова) и в вынужденном скитании на далекой чужбине. Судьбу изгнанника может испытывать как святой, так и грешник. В обоих случаях изгнанник вызывает чувство жалости и воплощает опыт, пережить который не хотелось бы никому.
Первыми изгнанниками рода человеческого были Адам и Ева (как и первыми во многих других делах, рассматриваемых в этом словаре). Переходным моментом для них стало изгнание в буквальном смысле из сада невинности. С тех пор весь человеческий род стал изгнанником из своего истинного дома. Адам и Ева – трагические фигуры, сами несущие ответственность за свое положение изгнанников; их сын Каин тоже стал преследуемым чувством вины изгнанником – человеком, удаленным «от лица Господня» и поселившимся в стране изгнания (Быт.4:16). Столь же достойной жалости выглядит Агарь, изгнанная со своим сыном Измаилом после рождения Исаака (Быт.21:8–21). Иаков тоже бежал из родительского дома в результате аморального поведения по отношению к брату и отцу. В число библейских изгнанников входят также такие примечательные грешники, как Ахан, которого вместе с семьей вывели из израильского стана, побили камнями и сожгли (Нав.7:22–26). В национальном масштабе изгнанниками были народы Израиля и Иудеи.
Согласно ветхозаветным законам, касающимся здоровья, изгнанию подлежали обычно страдавшие различными болезнями (прежде всего проказой) или люди, подвергающиеся обряду очищения, от которых требовалось провести определенное время за пределами стана или города (Лев.13:46; 14:8; Чис.5:1–4; 31:19). Тяжелое положение прокаженных как изгнанников описано также и в евангелиях (Мк.1:40; Лк.17:12).
Изгнанник – распространенный образ в евангелиях. Сам Иисус был отчужден от религиозных лидеров, был нежеланным в Своем родном городе и Иерусалиме, не имел постоянного места жительства, где Он мог бы приклонить голову. Кроме того, Иисус часто общался с изгоями общества – самарянкой, пришедшей к колодцу в полдень, чтобы избежать встречи с другими людьми, с женщиной, взятой в прелюбодеянии, с бедными и больными, с презренными мытарями, подобными Закхею. Лука делает особый акцент на служении Иисуса как служении отверженным. В эсхатологических притчах и изречениях Иисуса изгнанник становится образом человека, изверженного «во тьму внешнюю» ада (Мф.8:12; 22:13; 25:30). Аналогичное значение имеет Божье проклятие: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).
Некоторые изгнанники были невинными страдальцами (см. СТРАДАЮЩИЙ РАБ). Таковым был Иосиф, выброшенный из родительского дома и проданный в рабство в далекую страну. Моисей, по сути, изгнал себя сам из Египта, встав на сторону своего народа против египетских надсмотрщиков. Такие пророки как Илия и Иеремия были достаточно непопулярными в глазах нечестивых царей и потому часто находились в положении изгнанников. В число героев веры в Евр.11 входят «те, которых весь мир не был достоин», изгнанники, которые «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:38). Иисус в роли Искупителя грехов представляет Собой архетип изгнанника, который «дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр.13:12) и взывал с креста к Небесному Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46; Мк.15:34).
В нескольких местах изгнание показано как духовное состояние. Самуил утешал народ, заверяя его: «Господь же не изгонит народа Своего» (1Цар.12:22 RSV). Псалмопевец молился, чтобы Бог «не отверг» его (Пс.26:9), не отверг его от Своего лица, то есть не изгнал из Божьего присутствия (Пс.50:13). В истории Раав изгнание из родного города было фактически образом искупления – она вместе с семьей спаслась при разрушении Иерихона (Нав.6:22–25).
См. также: БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ; ГРЕШНИК; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК; ПРОКАЖЕННЫЙ, ПРОКАЗА; СТЕНА.