Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Восток

(East)

В семитских культурах древнего Ближнего Востока проявлялась тенденция ориентироваться (то есть смотреть) на восток (Евр. qedem – «вперед», «восток»). На древних картах вплоть до средних веков сверху обычно располагался не север, а восток. Израильская скиния и храм Соломона были обращены на восток. Такая ориентация находит выражение в библейской литературе, в которой именно восток воспринимается источником благословений и облегчений (Быт.2:8; Откр.7:2–3). Возможно, это связывалось с движением солнца с востока на запад. Сторона, в которую смотрит человек, указывала на начало, а не на конечный пункт, что подтверждается словами, обозначающими прошлое и будущее, однокоренными со словами «восток» и «запад». Прошлое – это «древние дни» (qedem, «впереди»; 4Цар.19:25; Пс.43:2), а будущее – «последствие [aharit] времени» (Быт.49:1 {«грядущие дни»}; Чис.24:14). В таком представлении выражается мысль о движении в неизвестное будущее (на запад) как бы задом наперед, глядя на прошлое (на восток). Также, пространственная ориентация на восток, например, восточных ворот храма, подразумевается и выражается в некоторых рассказах, в которых движение начинается с востока.

В Бытии движение на восток последовательно изображается как следствие неповиновения и греха. Адам и Ева изгоняются из Едемского сада на восток (Быт.3:24), в том же направлении отправляется убийца Каин (Быт.4:16). С востоком связываются и отказавшиеся повиноваться Богу строители Вавилонской башни (Быт.11:2–4). Эту ведущую к катастрофе силу в конце концов преодолел Авраам, отправившийся с востока на запад и даже запретивший своей семье возвращаться на восток (Быт.24:5–8). Но бедствия продолжали поражать тех, кто, подобно Лоту, предпочитали двигаться в восточном направлении (Быт.13:11–13). Возвращение Иакова на восток сопровождалось годами мошенничества, обмана и раздора (Быт.29:1). Наименьшую долю наследства Авраама получили его дети, отправившиеся на восток (Быт.25:6).

Тот же принцип мы видим и в других книгах Библии. Первыми из двенадцати колен исчезли как раз те (Рувима, Гада и половина Манассии), которые вызвали гнев Моисея тем, что предпочли поселиться к востоку от Иордана и не наследовать обетованную землю на западном берегу (Чис.32:19; Суд.18:7). Когда Божья слава в конце концов отошла от Израиля, предвещая Иерусалиму бедствия, Он удалился в восточном направлении (Иез.10:18–19; 11:22–23). Восстановление в Иез.43:2–5 связывается с изменением направления Его движения. Вавилонское пленение представляло собой трагическое возвращение на восток и, по сути, означало уничтожение всего, что было достигнуто с тех пор, как Авраам задолго до этого впервые покинул землю Вавилонии.

Помимо вселенского аспекта, в случае с Израилем и его ближайшими соседями значение имело и их географическое расположение с пустыней на востоке. Из этих засушливых мест дует жаркий ветер сирокко (от арабского слова sarqi – «восточный ветер»), разрушающий человеческие дела (Иез.27:26; Пс.47:8), иссушающий растительность (Иез.17:10; 19:12) и источники воды (Исх.14:21; Ос.13:15). Горячий восточный ветер стал метафорическим обозначением всего совершенно бесполезного (Иов.15:2–3). Если бесполезно гоняться за обычным ветром (Еккл.6:9 {«бродить душею»}), то тем более абсурдно гоняться за восточным ветром (Ос.12:1). Живущие на востоке изображаются обычно кочевниками с шатрами и верблюдами (Иер.49:28–29; Иез.25:4), подобными восточному ветру, опустошающему Израиль (Суд.6:3, 33; 7:12).

См. также: ЗАПАД; СЕВЕР; СОЛНЦЕ; ЮГ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle