Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Крест

(Cross)

В Древнем мире слово крест часто ассоциировалось с казнью через распятие. Иногда это был просто вертикальный столб, но обычно к нему сверху или посередине прикреплялся поперечный брус. Распятие как способ казни пришло, вероятно, от персов. Позднее им пользовался Александр Великий, затем его переняли римляне, и в конце концов оно было отменено Константином. Следует отметить, что повешение преступника на дереве, о котором упоминается во Втор.21:22–23, было не способом казни, а публичной демонстрацией Божьего Проклятия после побития камнями.

В первом веке по P. X. распятие было мощнейшим средством устрашения для подавления восстаний и политических смут в римских провинциях. Распятию предшествовало бичевание. Повешенную на кресте жертву раздевали и подвергали осмеянию. Боль была невыносимой. После смерти тело казненного часто оставляли на кресте, где оно разлагалось и становилось добычей животных, питающихся падалью.

В синоптических евангелиях в образе креста выражается идея о самоотверженном ученичестве, ведущем к страданиям и иногда даже к мученической смерти. Иисус требовал, чтобы Его последователи были готовы отвергнуть себя и «взять крест свой» (Мф.16:24; Мк.8:34). В варианте Луки (Лк.9:23) подчеркивается необходимость каждодневного исполнения этой задачи {слово «каждодневно» отсутствует}. В выражении «возьми крест свой» напоминалось об обычной практике, когда осужденный нес свой крест до места казни. В этом требовании подразумевалось, что все последователи Иисуса должны были быть готовы пострадать и быть распятыми. Путь Христа к страданиям и смерти на кресте показал пример послушания и преданности Богу для всех, кто становился Его учениками. В этом отношении призыв к ученичеству является одновременно призывом к страданиям и самоотречению. В Евангелии от Иоанна понятие «вознесения» как части процесса прославления связано с распятием Иисуса (Ин.3:14; 12:32–34). Здесь крест символизирует победу.

В образ креста Павел привнес богословский смысл. Павла интересовало прежде всего спасительное значение креста как символа искупления (воссоединения), а не историческая реконструкция события. Страдание и смирение Иисуса на кресте Павел рассматривал как проявление послушания (Флп.2:8), благодаря которому было достигнуто искупление (избавление). Мысли Павла о кресте, в частности о распятии Мессии, не соответствовали общепринятым представлениям о спасении в греко-римской и иудейской религиях (1Кор.1:17–18). Это, скорее, было выражением божественной мудрости. Крест стал связываться не только со смертью Иисуса, но и, что более важно, со всеми составляющими христианского спасения. По Павлу, в образе креста раскрываются сила и мудрость Бога. Крест служит ярким символом всеохватывающего примирения: он устранил разрыв между человеком и Богом (Кол.2:14), разрушил преграды между иудеями и язычниками (Еф.2:16) и восстановил все мироздание (Кол.1:20). Такое же воздействие силы креста показано в Евр.12:2 и в 1Пет.2:24.

См. также: ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; МУДРОСТЬ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ; ПРОКЛЯТИЕ; СТРАДАНИЕ; СТРАДАЮЩИЙ РАБ.

Библиография:

M.Hengel, Crucifixion in the Ancient World and the Folly of the Message of the Cross (Philadelphia: Fortress, 1977).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle