Крест и венец
(Cross before crown)
Христианство – религия страдания и радости, в которой первое предшествует второму. Тон задается в Рим.8:17: христиане – это «наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».
Варианты этой темы есть и в других местах Нового Завета. Во 2Тим.2:12 показана причинно-следственная связь: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем». В предыдущих стихах Павел разрабатывает эту тему с помощью образов преданного воина на службе у военачальника, атлета, который «не увенчивается, если незаконно будет подвизаться», трудящегося земледельца, которому «первому должно вкусить от плодов», и на примере себя самого как человека, который «страдает даже до уз, как злодей», дабы «получить спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2Тим.2:4–10).
Аналогичная мысль высказана в Флп.1:29: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». В другом месте Павел описывает себя человеком, который «становится жертвою», «добрым подвигом... подвизался», «течение совершил» и для которого «готовится... венец правды» (2Тим.4:6–8). Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). В Рим.5:2 заявляется, что мы «стоим и хвалимся надеждою славы Божией», а затем перечисляются добродетели, которые развиваются в христианине через страдания (Рим.5:3–5).
Первое послание Петра – небольшое классическое произведение на тему о страданиях ради Христа. Здесь тоже страдания показываются необходимым условием или предпосылкой славы. «Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь... – пишет Петр, – но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12–13). Пастыри, жертвенно исполняющие свое призвание, при явлении Христа получат «неувядающий венец славы» (1Пет.5:1–4). И еще: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1Пет.5:10).
В Ветхом Завете представлен более обобщенный вариант той же темы. Страдания Иова служат прелюдией к его встрече с Богом. В Пс.33:20 говорится: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь». В Пс.29:6 выражается мысль, неоднократно повторяющаяся в псалмах: «Вечером водворяется плач, а на утро радость».