Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Крепость, твердыня

(Fortress, stronghold)

В ветхозаветных рассказах о сражениях видное место занимают крепости – города с толстыми стенами, часто располагавшиеся на возвышенностях и считавшиеся неприступными и устрашающими для врага. Однако в большинстве из примерно тридцати пяти случаев употребления этого слова в современных переводах Библии речь идет о метафорическом образе Бога и Его спасительных дел.

Первое упоминание о крепости встречается в рассказе о завоевании Давидом Сиона, или Иерусалима, который он отвоевал у иевусеев (2Цар.5:6–7). Давид сделал этот город своей столицей: великой, процветающей и главной крепостью Израиля. Давид не понаслышке знал многие крепости, поэтому, назвав Господа своей крепостью, он явно имел в виду крепкие стены и высокие оборонительные сооружения – надежное место, куда не может проникнуть никакое зло (2Цар.22:2; Пс.17:3).

Бог часто защищал Давида физически, но когда Давид и другие ветхозаветные авторы называли Бога своей крепостью, они, в первую очередь, выражали мысль о Боге как неодолимой силе своей души, источнике надежды и спасения, которым не может угрожать никакой враг, будь то материальный или духовный. Давид назвал Бога «крепостью народа Своего и спасительной защитой» (Пс.27:8). Пс.61 представляет собой песнь об обретении покоя для души: «Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более» (Пс.61:3). В этом псалме Давид использует метафору осажденной крепости и изображает себя человеком, который выглядит «как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся» (Пс.61:4–5). Возможно, здесь он имеет в виду нападки на себя как на царя, которым он подвергался в последние годы жизни. Но он смотрит на Бога спасения как на убежище и крепость, в которой он может надежно укрыться.

При изображении Бога образ крепости часто сочетается со скалой (2Цар.22:2–3; Пс.17:3; 30:3–4; 70:3). Укрепленные города строились по возможности наверху крутых обрывов или гор, где скалы служили непоколебимым фундаментом и обеспечивали неприступность. Исаия обличал Израиль в том, что он забыл Бога, своего Спасителя: «[Ты] не воспоминал о скале прибежища твоего» (Ис.17:10). Без этой Скалы, говорил пророк, израильтяне попадут в руки врага, как физически, так и духовно, а крепость Иерусалим будет покинута (Ис.32:14). В том же духе Наум сравнивал крепость нечестивой Ниневии со смоковницей, которая сбросит свои спелые плоды в руки сотрясающих ее врагов, и ворота ее настежь откроются перед врагами (Наум.3:12–13). С другой стороны, «в страхе пред Господом – надежда твердая» (Притч.14:26).

Образы крепости в Писании обращают наш взгляд от земных городов, которые рушатся и распадаются, к небесному городу, горе Сион, новому Иерусалиму, описанному в Откр.21. У этого города «большая и высокая стена», украшенная золотом и драгоценными камнями. Ворота его никогда не будут запираться, и «не войдет в него ничто нечистое» (Откр.21:12, 17–21, 25–27). Враг в конечном счете будет побежден, и Бог будет царствовать там вечно. В Писании Бог изображается единственной Крепостью, в Которой наши души наверняка обретут покой, если мы стремимся к вечному городу.

См. также: ГОРА; ГОРОД; ИЕРУСАЛИМ; СИОН; СКАЛА; СТЕНА; УБЕЖИЩЕ, ПРИБЕЖИЩЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle