Враг
(Enemy)
Мир в Библии полон самых разнообразных врагов. Если бы человек, не знакомый с Библией, приступил к чтению с мыслью, что «религиозная» книга должна быть исполнена высшей духовности, далекой от реалий человеческой жизни, он бы, наверняка, очень удивился. Если бы мы удалили упоминания о «врагах» из всех библейских рассказов, пророчеств, псалмов, притчей, евангелий и посланий, текст оказался бы изрешеченным пропусками и лишился всякого смысла. Наличие врагов представляет собой проблему, решение которой предлагает Бог.
В Библии показана, главным образом, история Израиля, поэтому большинство врагов, с которыми мы в ней встречаемся, относятся к врагам Израиля. Враги Израиля – это прежде всего «народы», этнические и национальные группы с разными названиями, но подпадающие под общую категорию язычников, то есть неизраильтян. Это идолопоклонники, противящиеся Израилю и Богу Израиля. Даже когда мы видим личных врагов, например, в псалмах, они напоминают национальных врагов Израиля. Рисуя библейский облик врага, мы можем говорить о врагах личных и национальных. Но самое большое различие проводится между врагами во плоти и духовными врагами, и образ последних более полно раскрывается в Новом Завете.
Поведение врага. Какими Израиль видел своих врагов? Враг исполнен ненависти (Втор.30:7), поношений (Пс.54:13), проклятий (Чис.23:11; 24:10), злобы (Втор.32:27) и злоречия (сатана, 1Тим.5:14). Он злорадствует, когда одерживает победу (Плч.2:17; Мих.7:8) и полон бахвальства (Исх.15:9; Пс.12:5). Враг причиняет Израилю страдания и стеснения (Втор.28:53, 55, 57). Он окружает Иерусалим и осаждает его (3Цар.8:37; Лк.19:43), разрушает и попирает святилище Господа (Пс.73:3; Ис.63:18), грабит сокровищницу Иерусалима (Плч.1:10) и проникает во Святое-святых храма, создавая «мерзость запустения» (напр., Дан.9:27). Затем, завладев Иерусалимом, он дерзко восклицает: «А! а! и вечные высоты достались нам в удел» (Иез.36:2).
Приближение врага вызывает страх, даже если на него смотреть с высоты крепостных стен города. В Ис.10:28–34 прослеживается маршрут вражеской (по-видимому, ассирийской) армии, которая все ближе подходит к Иерусалиму: проходит день за днем, один лагерь сменяется другим, страх переходит в ужас и, наконец, она появляется у ворот Иерусалима. Враг наполняет землю (Ам.3:11), нарушая нормальный ход повседневной жизни, торговли и передвижений, так что пустыми становятся даже главные дороги (Суд.5:6–7; Зах.8:10). Враг может поднимать крик (Пс.73:23) и кажется «волнами», шумящими «как большие воды» (Иер.51:55). Враг преследует (Пс.142:3; Ос.8:3) и настигает (Пс.7:6). Враг обладает силой втаптывать в землю (Пс.142:3), поражать (3Цар.8:33; Пс.41:11), наступать (Чис.10:9) и гнать (Втор.30:7). В видении Даниила вражеские империи предстают страшными чудовищами, выходящими из моря и причиняющими ужасные страдания Божьему народу (Дан.7:1–8, 19–25). Одержав победу, враг требует дани (Пс.88:23 {«превозможет»}) или порабощает Израиль и уводит его в плен.
О врагах много раз упоминается в псалмах. Часто это личные, а не национальные враги, но смысл образа от этого особенно не меняется. Враги преисполнены ненависти (Пс.24:19; 68:5), осыпают поношениями (Пс.54:13), причиняют страдания (Пс.9:14), замышляют зло (Пс.40:6, 8), мстят (Пс.43:17), преследуют и настигают (Пс.7:6), окружают (Пс.16:9) и наступают (Пс.26:2), угрожают жизни (Пс.63:2), позорят в глазах окружающих (Пс.30:12; 68:20) или принуждают жить во тьме отчаяния (Пс.142:3). В псалмах Давида различие между личными и национальными врагами действительно выглядит крайне незначительным, ибо врагов Израиля легко можно представить личными врагами Давида (напр., Пс.17). Можно сказать, что существует как бы общий набор характеристик «врага», основывающихся на племенной, этнической и национальной розни, но применимых и к врагам в «собственном доме».
В Новом Завете упор делается на духовных врагах, хотя у них есть предшественники в виде ветхозаветных чудовищ. Это «космические» враги, получившие выражение в мифологической символике соседей Израиля. Их называют по-разному: левиафан, Раав и дракон или морское чудовище (см. ЧУДОВИЩА). В Новом Завете главным духовным врагом выступает сатана, или дьявол, который «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8). В притче Иисуса о плевелах и пшенице (Мф.13:24–30) именно этот враг (Мф.13:39) посеял плевелы среди пшеницы Божьего народа. В Ефесянам говорится о «лукавом», стреляющем в верующих «раскаленными стрелами», о нечестивых «начальствах», «властях», «мироправителях тьмы века сего» и «духах злобы поднебесных», представляющих собой грозную силу, которой надо противостоять, облекшись во всеоружие Божье (Еф.6:10–17). В Рим.6–8 показан тройственный союз духовных сил: греха, плоти и смерти с их невольным пособником – законом. А в 1Коринфянам главным врагом предстает смерть: «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон» (1Кор.15:56). В Откровении же мы видим ветхозаветных космических врагов, возродившихся в виде «большого дракона» (Откр.12) и «зверя из моря» (Откр.13). Они служат напоминанием о грозных сатанинских силах зла, противодействующих осуществлению Божьих планов в истории.
Бог как враг. Поскольку Яхве выступал освободителем и защитником Израиля, вполне естественно предположить, что в глазах противников Своего народа Он выглядел врагом (Исх.23:22). Но Он стал также врагом своевольного царя Израиля Саула (1Цар.28:16). Еще более необычным кажется превращение Яхве в противника Израиля (Ис.63:10). Это стало следствием нарушения Израилем завета с Яхве. Благословение сменилось проклятием, желание освобождения сменилось гневом, вместо победы произошло поражение. Несмотря на положение народа, среди которого Бог решил пребывать, Израиль не был неприкосновенным (Иер.7:4–15). Бог взял оружие, натянул лук Свой (Плч.2:4) и поразил Иерусалим «ударами неприятельскими» (Иер.30:14). Израиль горестно стенает: «Господь стал – как неприятель, истребил Израиля» (Плч.2:5).
В такие моменты враги Израиля становятся войсками и орудиями Бога, позволяющего им одерживать победы и властвовать над Израилем или уводить непослушный Израиль в плен (Лев.26:16–44). Бог «предает» или «отдает» Израиль в руки врага (3Цар.8:46; Неем.9:27–28). Во Втор.28:25 показан запоминающийся образ разгрома Израиля врагами: «Одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них».
На уровне личных отношений Иов полагал, что Бог считает его Своим врагом (Иов.13:24; 33:10) и нападает на него, как целое войско: «Воспылал на меня гневом Своим, и считает меня между врагами Своими. Полки Его пришли вместе, и направили путь свой ко мне, и расположились вокруг шатра моего» (Иов.19:11–12).
Развивая эту тему, Павел пишет, что стоящие в стороне от Христа люди действительно являются врагами Бога. Но в данном случае Павел говорит о вражде человеческого сердца, в противоположность любви, которую Бог распространяет на Своих человеческих противников. Верующим колоссянам напоминается, что они из-за склонности к злым делам были раньше отчужденными от Бога и Его врагами (Кол.1:21). И Благая Весть чудесна тем, что, будучи еще врагами Бога, мы примирились с Ним смертью Его Сына (Рим.5:10).
Победа Бога над врагами. Основная сюжетная линия библейского рассказа заключается в победе Бога над злом и создании нового творения. Конечным врагом, которого надо уничтожить, и воплощением зла является сатана, выступающий против установленного Богом порядка. С ним примирение невозможно. Исторические враги Израиля – это те, кто противится достижению целей и исполнению замыслов Бога, избравшего Израиль Своим народом. Вольно или невольно они становятся сообщниками главного врага, и эта духовная реальность выражается в Ветхом Завете в упоминаниях о богах народов. Война Израиля против народов занимает важное место в ходе искупительной истории, и необходимость завоевания Ханаана основывалась не только на обещании земли, которое Бог дал Аврааму и его потомкам, но и на духовной реальности, что «мера беззаконий» живших там народов уже «наполнилась» (Быт.15:16). Когда Израиль вступил в обетованную землю, жившие на ней народы не просто оказались не на том месте в неподходящее время. Библейская история показывает, что для этих народов наступил день суда. В этом смысле они были, прежде всего, врагами Яхве, а затем уж Израиля. Но их конкретная роль всегда определялась верховной волей Бога. Населявшие Ханаан народы, как и великие империи библейских времен (Ассирия, Вавилон, Египет), могли использоваться Богом для наказания Израиля и суда над ним.
Для описания победы Бога над этими врагами используются разные образы, но в основном это образ поддержки. Упор делается поочередно на разгроме врага Богом как Небесным Воителем и на разгроме врага Израилем с предпосылкой, что истинная победа на поле боя невозможна без Божьей помощи. Бог обещает идти с Израилем, сражаться за Израиль и давать ему победу (Втор.20:4). Бог заставляет врага поворачиваться спиной и обращает его в бегство (Исх.23:27), рассеивает его (Чис.10:35) и посылает Израиль в погоню. С Богом во главе пятеро израильских воинов могут прогнать сотню, а сто могут прогнать тьму (Лев.26:7–8). Когда Израиль находится в отчаянном положении, Бог избавляет его от руки врага и спасает от сильного противника (Чис.10:9; Суд.8:34; 2Цар.22:18; Пс.17:18; 105:10). Бог обещает прогнать хананеев от лица Израиля (Втор.32:21; 33:27), изгнать их из земли (Втор.6:19). Израиль возвратит потерянное (Втор.30:7) и получит земли своих врагов. Повторяющаяся тема, связанная с наследованием земли, – предоставление Богом Израилю «покоя» от его врагов (Втор.12:10; 25:19; Нав.23:1). Мы часто читаем также, что Бог предает врагов в руки Израиля (Втор.23:14), предает их для казни (Нав.21:44; Суд.3:28; 1Цар.26:8; ср. Суд.16:23–24). Бог изображается сокрушающим голову врагов Своих (Пс.67:22) или низлагающим их (Пс.59:14; 107:14). Враги Соломона «будут лизать прах» (Пс.71:9). Бог обращает врагов в мелкую пыль, и они становятся «как разлетающаяся плева» (Ис.29:5). Враги Израиля исчезнут, как дым (Пс.36:20). Бог заставляет умолкнуть хвастливые уста врагов (Пс.142:12 {«истреби врагов моих»}). В еще более колоритном образе меч Бога насыщается плотью врагов, а Его стрелы упиваются их кровью (Втор.32:42). Во время исхода Бог накрыл врагов Израиля морем (Пс.77:53). Враги Бога обезоружены, и их города разрушены (Пс.9:7).
В некоторых образах выражается мысль о суде, отмщении за кровь рабов Бога или воздаянии мести Его врагам (Втор.32:43), возмездии им (Ис.66:06). Враги позорят Божий народ, и Бог в ответ покрывает позором их самих, превознося Свой народ (Мих.7:10) и заставляя их раболепствовать перед Израилем (Втор.33:29). Бог благословляет Свой народ и открыто воздает ему, готовя перед ним трапезу на виду у врагов (Пс.22:5).
Кульминацией этих ветхозаветных образов богоданных побед служит покорение врагов Давида (1Пар.17:10): Он кладет врагов в подножие ног Давидова Господа (Пс.109:1) и дает Ему царский жезл, чтобы Он владычествовал среди Своих врагов (Пс.109:2). В Новом Завете мы неоднократно видим повторение образа из Пс.109:1 применительно к победе Христа над Своими врагами. Враги Христа положены в подножие Его ног или «под ноги» (Пс.8:7). Это духовные враги (Деян.2:35; 1Пет.3:22; Еф.1:19–22; Евр.1:3, 13), хотя Иисус, ссылаясь в евангелиях на этот псалом, как будто бы имеет в виду земных врагов (Мф.22:44; Мк.12:36; Лк.20:42–43). В 1Коринфянам мы видим, что Христу надлежит царствовать, доколе Он не низложит всех врагов под ноги Свои (1Кор.15:25), «последним же врагом» является смерть (1Кор.15:26; ср. 1Кор.15:54–57). А в Послании к евреям говорится о вознесшемся Иисусе, ожидающем, когда Его враги будут положены в подножие ног Его (Евр.10:13).
Среди других новозаветных образов победы над врагом можно отметить предоставление Иисусом Семидесяти ученикам власти преодолевать всю силу вражью (Лк.10:19). Слова автора Послания к евреям о ярости огня, готового пожрать противников Бога (Евр.10:27), напоминают ветхозаветную терминологию. В Откровении огонь выходит из уст двух свидетелей и пожирает их врагов (Откр.11:5), а затем они восходят на небо на глазах у своих врагов (Откр.11:12).
Враг как источник позора. В культурной среде, в которой общественное положение оценивалось по шкале чести и позора, враги человека или народа могли быть потенциальными источниками позора. Спустившись с горы Синай, Моисей увидел, что Аарон потерял контроль над народом, и из-за своей необузданности Израиль стал посмешищем в глазах врагов (Исх.32:25). Псалмопевец говорит, что его поносят, позорят и выставляют на посрамление враги (Пс.68:20). Когда пал Иерусалим, над ним насмехались враги (Плч.1:7). О Иерусалиме сказано:
Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят:
«поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!» (Плч.2:16).
Тяжесть поражения выражается в позоре, который допустил Бог, дав врагам Израиля возможность порадоваться (Плч.2:17), заставив Израиль служить врагам под железным ярмом (Втор.28:48; Иер.15:14; 17:4) и предоставив зерно Израиля в пищу его врагам (Ис.62:8).
Высшая степень позора для добродетельного израильтянина нашла выражение в распятии Иисуса на римском кресте. Он был казнен Римом, врагом Израиля, властвовавшим над ним. Обнаженный Иисус подвергся самой унизительной публичной казни и осмеянию проходивших мимо врагов, большинство из которых были Его соплеменниками, израильтянами (Мф.27:37–44; Мк.15:27–32; Лк.23:36–39; ср. Пс.21:7–9).
Мольбы к Богу об избавлении от врагов. Библейский текст изобилует обращенными к Богу мольбами каким-то образом избавить от врагов. Особенно много примеров личных или коллективных обращений в псалмах: «Подай нам помощь в тесноте» (Пс.59:13; 107:13); «Сохрани жизнь мою от страха врага» (Пс.63:2). В Плаче Иеремии Иерусалим взывает: «Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!» (Плч.1:9). Иногда взывают к чести Самого Бога: «Доколе, Боже, [Тебя] будет поносить враг?» (Пс.73:10, 18). Страдающие без колебаний предлагают Богу, что можно сделать с врагами: «Да сойдет на них смерть» (Пс.54:16); «Спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих, сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс.3:8); «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его» (Пс.67:2).
Такие стенания во многих библейских рассказах служат поворотным пунктом, за которым угнетение сменяется свободой, конфликтные отношения – победой. В Египте «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли», и «услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой» (Исх.2:23). В псалмах внимание в «мольбах» или «стенаниях» часто привлекается к врагу, как, например, в мучительном риторическом вопросе: «Доколе врагу моему возноситься надо мною?» (Пс.12:3). Этот вопль находит отзвук в восклицании Павла, в котором, возможно, имеется в виду бедственное положение Израиля под законом: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Получение ответа на мольбу показывается в псалмах благодарения, например: «Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» (Пс.29:2; ср. напр., Пс.17). Такая общая схема перехода от стенания перед лицом врага к прославлению Божьей победы над врагом может служить основанием для рассмотрения библейской истории во всей ее полноте. Окруженный и подавленный врагами, Израиль молит об освободителе; Бог одерживает победу над врагами и освобождает Израиль, обеспечивая отмщение и предоставляя обильные благословения. Наиболее полное выражение эта схема получает в рассказе о пленении Израиля и надежде на возвращение и восстановление.
Схема применима и к Иисусу, в Котором кратко повторяется история Израиля. Иисус окружен врагами, пригвоздившими Его к кресту. С креста Он взывает голосом Израиля: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Это слова из Пс.21 (Пс.21:2; Мф.27:46; Мк.15:34), в котором праведник находится в окружении врагов, представленных в виде тучных тельцов, рыкающих львов и псов. Бог триумфально воскрешает Иисуса, символизирующего истинного израильтянина, из мертвых и кладет врагов под ноги Его.
Неожиданные или маловероятные враги. Иногда врагами становятся члены семьи и друзья. Господь сказал Израилю: «Народ же, который был прежде Моим, восстал как враг» (Мих.2:8). Иисус в начале заявил, что Он пришел принести на землю не мир, но меч, обратить членов семьи друг против друга, чтобы врагами человеку стали «домашние его» (Мф.10:34–36; ср. Мих.7:6). Павел писал галатам: «Неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (Гал.4:16), а филиппийцев предупреждал, что «многие... поступают как враги креста Христова» (Флп.3:18). Величайшая ирония судьбы заключается в том, что Израиль в своем ответе на Евангелие и присоединение язычников стал для них врагом в отношении к благовестию, будучи одновременно и возлюбленным Божиим ради отцов (Рим.11:28). А Иаков напомнил читателям о разделительной линии между друзьями и врагами Бога: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).
Изменение отношения к врагам. В Ветхом Завете взаимоотношения с врагами в подавляющем большинстве случаев выливаются в чувство ненависти, конфликты и военные действия. Разумеется, бывают исключения, например, попытки настроенного миролюбиво Авраама уладить конфликт, в результате которых, однако, ему все равно пришлось воевать, чтобы спасти семью Лота и других, взятых в плен войсками захватчиков. Но в целом понимание образа врага мы получаем из рассказов об исходе, завоевании земли и установлении Давидова царства. Образ врага ассоциируется со страхом или доблестью, отражением нападения или бегством, проклятиями и страшными прорицаниями. Диссонансом этой общей направленности выглядит Притч.25:21–22: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздает тебе». Еще более поразительным казалось учение Иисуса, проповедовавшего любовь к врагу в социальной атмосфере, в которой ненависть к противнику (Риму) приравнивалась к добродетели и ревности о Боге Израиля: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:43–44), или как это записано у Луки: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк.6:27; ср. Лк.6:35). Наиболее яркое выражение эта мысль получила в сцене распятия Иисуса, когда Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).
Учение Иисуса о любви к врагу воспринял Павел, приведший в своем послании отрывок Притч.25:21–22 (см. выше) и дополнивший его своим наставлением: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). У самого Павла было немало врагов, и он вел непрестанную борьбу с теми, кто противился его благовествованию и выполнению его миссии. Некоторые из его высказываний о врагах – пожелание, чтобы иудействующие «кастрировали себя» (Гал.5:12 {«если бы удалены были возмущающие вас»}), или предупреждение филиппийцам «беречься псов» (Флп.3:2) – могут показаться противоречащими наставлению любить врага. Но желающим судить Павла надо прежде всего учитывать его горячую любовь к Израилю и язычникам, его пристрастие к риторическим гиперболам, выражавшееся в использовании ярких речевых оборотов, и его страстное и ревностное отношение к Божьей истине. Врагами Павла были «враги креста» (Флп.3:18), и как таковые они напоминали некоторые ветхозаветные образы врагов Бога.
Но главными врагами для Павла были сатана со своими властями и начальствами, а также союз греха, плоти и смерти. Эти враги будут сокрушены (Рим.16:20) и низложены под ноги Христа (1Кор.15:24–28). Павел был настолько уверен в победе Христа, что использовал древний риторический прием насмешек над последним врагом – смертью: «Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:54–55; ср. Ис.25:8; Ос.13:14).
См. также: БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; ВАВИЛОН; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; ЕГИПЕТ; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; КОСМОЛОГИЯ; МЕСТЬ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПОЛОЖЕНИЕ ПОД НОГАМИ; САТАНА; ТРИУМФ, ПОБЕДА.