Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Герой, героиня

(Hero/heroine)

Героя или героиню нельзя просто приравнивать к персонажу рассказа, так как персонажи могут быть и второстепенными, а не обязательно главными действующими лицами. Кроме того, не все действующие лица герои. Герои и героини отличаются, по крайней мере, пятью характерными чертами:

1) это типичные представители своей культурной среды;

2) их испытания и борения понятны в условиях данной культуры и тем самым сопереживаются в ней;

3) они олицетворяют ценности и добродетели, которые эта культура стремится утвердить;

4) хотя они и не нуждаются в абсолютной идеализации, тем не менее в основном являют собой примеры, достойные подражания;

5) они привлекают к себе широкое внимание. Соответственно, они выполняют в своей культуре, прежде всего, две функции – вдохновляют людей и утверждают культурные и духовные ценности.

Образ героя или героини создается воображением на основании фактов реальной жизни. Сама жизнь предоставляет материалы, из которых люди создают своих героев, но в реальной жизни герои никогда не существуют в чистом виде. Литературный герой представляет собой квинтэссенцию имеющегося материала, и процесс выделения образа требует отбора и придания ему весомости. Создание героев и героинь – один из важнейших продуктов жизнедеятельности общества, отчасти потому, что это служит средством, с помощью которого общество передает свои ценности и нравственные категории.

Основным литературным жанром, посвященным героическим делам, является героический рассказ, и Библия представляет собой антологию таких рассказов. Героические образы встречаются также в таких жанрах, как лирическая поэзия, притчи и пророчества. Кроме того, хотя основанием для придания статуса героя могут служить героические черты, чаще всего в Библии (как и в литературе в целом) положение героя определяется его ролью, с которой часто бывают связаны добродетели человека. Предлагаемый ниже обзор библейских героев и героинь основывается на привычных образах героев в их обычном понимании.

Высокопоставленные герои. Древний мир восторгался силой и властью, которой обладали правители. Основным литературным источником выражения этого героического образа служат дворцовые летописи, в которых записывались главные общественные (а порой и личные) события в жизни царей и цариц, а также эпические поэмы, посвященные прославлению дел народа, в том числе путем превознесения роли правящего класса. Эту тему в полной мере мы видим в Ветхом Завете (в Новом Завете она едва обозначена). Над всеми возвышается фигура Давида, царя, чаще всего представляемого образцом для оценки дел его преемников, а в более широком плане в дворцовых летописях выражается убеждение, что цари и правители – наиболее значительные лица в обществе и должны внушать трепет перед властью, которую они олицетворяют. В Древнем мире считалось, что судьба народа полностью определяется правителем, который данный народ представлял, и в Ветхом Завете это убеждение подкрепляется предпосылкой, что царь есть тот человек, через которого завет либо соблюдается, либо нет, с вытекающими из этого благословениями или несчастьями. Разумеется, царь мог быть не только героем, но и злодеем, и примечательная черта ветхозаветных дворцовых летописей заключается в том, что многие цари представлены в них отнюдь не героями, а нечестивцами.

Цари и царицы часто становились кандидатами на роль литературных героев благодаря имевшейся в их руках власти. Этот принцип распространялся и на другие влиятельные фигуры на общественной сцене, и особенно он заметен в Ветхом Завете. К одной из таких групп принадлежали главы родов, в частности, патриархи. В Бытии показана триада героев, состоящая из Авраама, Исаака и Иакова. (Лютер назвал их «следующими по значимости за Христом и Иоанном Крестителем... самыми выдающимися героями, которых когда-либо знал этот мир».) Только на шаг от них отстают сыновья Иакова, ставшие основателями колен Израиля. Моисей и Иисус Навин – героические вожди исхода и завоевания земли. В Книге Судей до положения героя поднимается фигура судьи. Но чтобы стать подлинными героями, от всех этих библейских персонажей требовалось соответствие определенным нравственным и духовным качествам. К ним относятся рассудительность, твердое руководство, приверженность истинной религии вкупе с неприятием идолопоклонства, благочестием и послушанием заповедям Божьего завета. Но определяющее место среди этих качеств занимает соответствие роли лидера.

В Древнем мире в ранг героев возводились не только правители и вожди, но и воины (см. БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ). Хотя в Ветхом Завете этой теме уделяется меньше внимания, чем в параллельной древней литературе, в нем тоже находит выражение такой образ героя. За исключением патриархов, ветхозаветные вожди были также воинами и полководцами; и некоторые из них известны нам больше своими воинскими подвигами, чем делами по управлению страной. В рассказах о битвах главное место занимают мужчины, но иногда их ряды пополняются женщинами, такими как Девора и Иаиль (Суд.4–5). Герои отличаются такими чертами, как смелость, физическая сила и ловкость, а также превосходство в использовании тактических приемов. Следует также отметить, что в военной литературе считается аксиомой, что решающие события истории происходят на поле битвы. Кроме того, ветхозаветные авторы принимают за неоспоримую истину, что победа достигается не благодаря человеческим качествам самим по себе, а благодаря помощи Бога. В некоторых ветхозаветных рассказах об одержанных победах фактическим победителем изображается Бог (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ).

Религиозные герои. Статус героев люди могли получать и в силу выполнения ими своих религиозных обязанностей. В одних случаях они входили в состав элитной социальной группы, сравнимой с положением политических вождей общества, просто благодаря исполнению этих функций; в других же случаях их героические дела предопределялись выбором Бога для исполнения героической роли. В Библии мы видим четыре основные категории возвышения до положения религиозных героев. В первую группу признанной религиозной элиты общества входило ветхозаветное священство, основная обязанность которого заключалась в представительстве Божьего народа через систему жертвоприношений. В позднейшей ветхозаветной истории наиболее видными религиозными героями стали пророки, получившие известность своим мужеством в донесении Божьего слова суда до отступнических людей и народов. Новозаветная церковь возвела миссионера до положения пророка. Суть героического миссионерства заключается в евангелизационном рвении в сочетании с неутомимой энергией в разъездной благовестнической работе. В еще одну новозаветную группу входят ученики, которые в евангелиях выглядят порой несколько бестолковыми и невосприимчивыми и, тем не менее, в силу своего особого призвания Иисусом играют роль первых Его последователей и товарищей, а впоследствии провозглашают Благую Весть об Иисусе (и в некоторых случаях пишут о ней).

Обычные люди как герои. Несмотря на древнюю (или, быть может, вневременную) привычку воздавать почести видным общественным деятелям, положения героев могут достигать и люди, стоящие на более низких ступенях общественной лестницы. В литературе идеализируется, например, пасторальный образ пастуха. В библейском пасторальном предании первым стоит Авель, и патриархи тоже выглядят почти пасторальными фигурами. Но в нашем воображении героической пастырской личностью остается прежде всего Давид, особенно в связи с прославлением идеального Пастыря в Пс.22. В литературе мудрости, несмотря на ее изысканную манеру, тоже воздается должное пастуху (Притч.27:23–27). А апофеозом образа героического пастыря служит Иисус в повествовании о Добром Пастыре (Ин.10:1–18).

В более широком смысле в Библии отмечается и земледелец («пахарь») как фигура, достойная почета и подражания (см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО). Первыми примерами стали Адам и Ева, помещенные Богом «в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). После поселения в Ханаане в Библии отражается аграрная атмосфера, и ее герои – это крестьянские семьи. Пахарем изображен даже царь Саул (1Цар.11:5), а пророк Елисей получил призвание, когда пахал поле с «двенадцатью парами волов» (3Цар.19:19). В притчах Иисуса трудолюбивый крестьянин изображается как фигура, достойная уважения.

В древней литературе не слишком часто встречается восхваление преданного слуги, и в целом эта роль не вызывает героических ассоциаций. В Библии же положение слуги возвеличивается, особенно в метафорическом смысле отношений верующего с Богом. Но образы героического слуги мы видим в Библии даже на человеческом уровне, например, в образах слуги Авраама, организовавшего заочное знакомство Ревекки и Исаака (Быт.24), служанки Неемана, сыгравшей роль в его исцелении от проказы (4Цар.5:1–14), и верных слуг в притчах и высказываниях Иисуса.

Особое место в сердцах и воображении людей всегда занимали юные герои, и Библия в ряде случаев удовлетворяет такое пристрастие. Основным примером служит Давид – доморощенный победитель великана, совершивший свой подвиг с помощью пращи и камня. К той же категории относится юный Самуил, избранный Богом для донесения пророческого послания до своего хозяина, священника Илия. Иосии было всего восемь лет, когда он начал благочестивое управление Иудеей (4Цар.22:1–2). Дева Мария достигла героического положения благодаря согласию исполнить предназначенную для Нее роль в рассказе о Благовещении (Лк.1:26–56). Мы видим в Библии еще целый ряд героических образов молодых персонажей, хотя рассказывается о них не совсем полно, – в не до конца раскрытых о них рассказах, например, Мариамь, когда ее брат – младенец Моисей был доверен водам Нила, или двенадцатилетний Иисус, удививший раввинов в храме (Лк.2:46–47).

Изменение героических условностей. Человеческие условности в Библии часто меняются на свою противоположность, например, младший превозносится над старшим или заявляется, что сила в немощи. Этот ниспровергающий общепринятые понятия принцип относится и к некоторым образам героев (см. АНТИГЕРОЙ). В частности, в Библии идеализируются мученики, поскольку они олицетворяют высшую степень преданности Богу. Прототипом служит праведный Авель, убитый братом именно за то, что его дела были праведными (1Ин.3:12). С тех пор «кровь Авеля праведного» стала источником, из которого исходит «вся кровь праведная, пролитая на земле» (Мф.23:35; ср. Лк.11:50–51). Перечень героев веры в Евр.11:35–40 включает волнующую картину мучеников, внимание к которым привлекается и в Откровении (Откр.6:9–11).

С образом мученика тесно связан и Страдающий Раб – фигура, испытавшая незаслуженные страдания, сыгравшие искупительную роль в жизни других людей. В качестве примеров можно привести также Иосифа (пережившего бедствия, в результате которых спаслась его семья, а мир был избавлен от голода), Моисея (преследуемого вождя, ходатайствовавшего пред Богом за свой народ) и Иеремию (стенавшего пророка, подвергавшегося злобным нападкам за смелое донесение Божьего слова о суде). Первое послание Петра представляет собой небольшой трактат о высокой чести пострадать ради Христа. Апогея этот архетип достигает в четырех песнях Раба в Исаии и в искупительной жизни и смерти Христа.

Интеллектуальный героизм. В мировой героической литературе внимание уделяется, в основном, физическим достижениям. Альтернативой служат герой или героиня, отличающиеся, главным образом, умственными способностями. Древним аналогом современного детектива можно, по-видимому, считать истолкователя снов. Двумя библейскими персонажами, поднимающимися до героического уровня благодаря способности истолковывать сны, являются Иосиф и Даниил. Наиболее часто встречающийся в Библии тип интеллектуального героя – это мудрец, то есть человек с глубоким пониманием жизни. В роли мудреца часто выступает раввин или учитель – еще одна героическая фигура в Библии.

Разумеется, учителям нужны ученики, и Библия превозносит тех, кто учится и ценит преимущества знаний и наставлений, как о том свидетельствуют Книга Притчей и пример учеников Иисуса. Главное действующее лицо Книги Притчей – мудрец, или учитель, но в целом в литературе мудрости героем выступает человек, прислушивающийся к советам мудреца и следующий им в жизни, иными словами, ведущий себя мудро. «Кто – как мудрый?» – задает риторический вопрос автор Екклесиаста (Ек.8:1). Или еще: «Мудрость лучше воинских орудий» (Ек.9:18). Слава Соломона основывалась не только на его материальном процветании, но и на мудрости (3Цар.10:1–9).

Мы видим также примеры отношения к созерцателю как к герою – в псалмах, превозносящих способность к размышлениям; в рассказах об Иисусе, пребывавшем в одиночестве на горе или в пустыне; в повествованиях Марии, Матери Иисуса, слагавшей слова Иисуса в сердце Своем, и Марии, сестры Марфы, сидевшей у ног Иисуса.

Еще одним качеством, высоко ценившимся в древних культурах, было ораторское искусство, и мы вполне можем говорить о красноречивом герое. Когда молодого Давида рекомендовали Саулу, его охарактеризовали не только как «человека храброго и воинственного», но и «разумного в речах» (1Цар.16:18). Моисей опасался, что недостаток красноречия помешает ему стать лидером (Исх.4:10), поэтому Бог дал ему в помощь Аарона, подтвердив тем самым, что способность выражаться членораздельно – необходимая черта лидера-героя. Одним из самых очевидных даров пророков в Ветхом Завете и Павла в Новом Завете было их ораторское искусство, и Иисус тоже был мастером публичных выступлений и остроумных ответов в диалогах и спорах.

Возлюбленные как герои. Героизм обычно связывается с действиями, но в литературной традиции героическое положение достигается порой через чувства. Эта тема встречается, в основном, в любовной литературе (см. ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ), но образ возлюбленного как героя занимает видное место и в литературной истории в целом. В Библии наиболее ярким примером служат возлюбленные в Песни песней, являющие собой образец привлекательности, высшее выражение романтической любви и поэтического значения романтических чувств. В повествовательных местах аналогами этих лирических героев предстают Адам и Ева, Иаков и Рахиль, Вооз и Руфь, Иосиф и Мария, которые все в какой-то мере идеализируются в роли возлюбленных.

В связи с этим стоит между прочим отметить, что, хотя в Библии излагаются нравственные и духовные понятия о героизме, в ней, вместе с тем, не игнорируется человеческая склонность превозносить внешне привлекательных людей. Действительно, хотя женская красота может быть обманчивой и суетной (Притч.31:30), а Бог смотрит на сердце, а не на внешность человека (1Цар.16:7), мы, тем не менее, встречаем примеры героев, выделявшихся в том числе и своим впечатляющим видом. Сарра привлекала людей своей красотой (Быт.12:14), Ревекка была «прекрасна видом» (Быт.24:16), а Рахиль «красива станом и красива лицом» (Быт.29:17). Авигея была «весьма умная и красивая лицом» (1Цар.25:3), а Есфирь стала претенденткой на роль царицы, поскольку отвечала требованиям быть «красивой» (Есф.2:2–3).

То же самое относится и к некоторым героям Библии из числа мужчин. Иосиф был «красив станом и красив лицом» (Быт.39:6). Когда Самуил по ошибке подумал, что Бог избрал царем сына Иессея Елиава, поскольку тот был представительным человеком, и получил указание не смотреть на внешность, мы, тем не менее, читаем, что младший сын Давид был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицом» (1Цар.16:12).

Домашние герои. До положения героев в Библии поднимаются жены и матери. В Притч.31:10–31 добродетельная жена показана образцом, к которому должна стремиться любая женщина, и в этой связи стоит отметить, что физическая привлекательность воспринимается как нечто подозрительное (Притч.31:30). Портреты идеальной жены и матери мы видим в повествованиях о Марии, Матери Иисуса, и Анны, матери Самуила. У Давида были все основания жениться на Авигее сразу же после смерти ее неблагодарного мужа, так как она была достойна стать супругой любого мужчины (1Цар.25).

Образцовые личности как герои. В дополнение к отмеченным выше персонажам, выполняющим в обществе определенные функциональные обязанности, в Библии показано множество людей, обладающих героическими чертами и достойных подражания просто в силу своих личных качеств, которые проявляются обычно в делах по ходу рассказа (в соответствии с особенностями характера, которыми наделяет их автор). В Библии присутствует одна из самых распространенных литературных тем – представить типичный и образцовый человеческий опыт в форме рассказа о личностях, предпринимающих в конкретных жизненных ситуациях действия, в которых отражается понимание различия между добром и злом, между действительно ценным и никчемным. В определенном смысле любой библейский рассказ служит «примером», в соответствии с заявлением в 1Кор.10:11, что исторические события в Библии «описаны в наставление нам». Библейский рассказ, как и любой другой, наставляет нас двумя взаимодополняющими путями: показывает положительные примеры поведения, достойного подражания, и отрицательные примеры, подражать которым не следует. В положительных примерах выражаются образы героизма. В некоторых случаях мы видим развернутые картины героического поведения, например, преданность Руфи, верность Илии своему пророческому призванию и его находчивость в минуту смертельной опасности, а также мужество, чистота и преданность Богу Даниила. Но Библия отличается особой литературной композицией, в которой персонажи периодически высвечиваются как бы со стороны вспышками доброты, нравственной или физической силы, преданности, упорства, веры, мудрости и многими другими героическими чертами. Библия демонстрирует последовательный реализм, перемежая героические дела проявлениями свойственной человеку слабости. (В Библии есть всего несколько совершенно идеализированных персонажей.) Но слабости героев и героинь лишь оттеняют их героические черты и дела и показывают читателю, что человеку не нужно быть совершенным, чтобы стать героем.

Предстающий на страницах Библии характерный образ героя – это святой, отличающийся, в первую очередь, верой в Бога и исполнением Божьих заповедей. Типичные черты героя или героини – подчинение Богу, молитвенная жизнь, благочестие, упование на Бога, Покаяние, смирение и вера. Этот образ во многих случаях вступает в противоречие с образом обычного литературного героя, характерными чертами которого являются гордость, самоуверенность, стремление к достижению власти, материальное благополучие, половая удовлетворенность и самоутверждение. Положение такого святого героя доступно каждому верующему, но в библейских рассказах возвышаются герои и героини, демонстрирующие эти качества с необычайным мужеством и смелостью в неблагоприятных или трудных обстоятельствах. Герои и героини, о которых идет речь в Библии, находят свое отражение в людях, подобных Иосифу, Илии и Павла или Руфи и Есфири в этом мире.

Героические истории. В характеристике «герой» и «героиня» отражается понятие об определенной личности, но в этих названиях не раскрывается до конца смысл жанра героических историй. Такие истории строятся вокруг типичного и образцового действующего лица, которое в определенном смысле служит воплощением жизненного опыта и идеалов своей культуры. Основным способом истолкования героической истории служит сопереживание происходящих в ней событий неким наблюдателем и попутчиком героя или героини. Сопутствующие сюжетные линии, почти всегда присутствующие в героической истории, связаны с Испытаниями, предоставляющими герою возможность продемонстрировать и утвердить свое подлинное «я». Кроме того, если свести героические истории в одно целое, можно выделить несколько типичных сцен, в том числе рассказ о рождении героя (см. ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ), о его Посвящении, Призвании и встрече с Богом (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ). Многие героические истории заканчиваются рассказом о смерти героя.

Иисус как герой. Из вышеизложенного становится очевидным, что Иисус олицетворяет Собой практически все показанные в Библии героические образы. Его жизненный путь следовал обычному ходу событий, характерных для героических историй, включая чудесное рождение, призвание к исполнению особой роли в жизни, посвящение в эту жизнь, достижение цели и достопримечательную смерть. В случае с Иисусом имеются также дополнительные этапы – воскресение и вознесение на небо. Кроме того, жизнь Иисуса соответствует конкретным образам героя, таким как лидер, священник, пророк, пастырь, мученик, страдающий раб, мудрец, учитель, оратор, участвующий в дебатах, и поэт. В нравственном и духовном смысле Иисус тоже являет Собой образец нравственной добродетели, повиновения Отцу, самопожертвования и молитвенной жизни.

Заключение. В Библии показана целая галерея памятных героев и героинь. В ней представлены практически все существующие образы героев. В качестве наиболее выразительных примеров можно выделить два. В Евр.11 говорится преимущественно о героях веры и приводится их перечень, и наряду с этим мы видим в Библии множество героических тем. В жизни Христа тоже выражается библейский идеал героизма.

См. также: АВРААМ; АНТИГЕРОЙ; ДАВИД; ИИСУС ХРИСТОС; ИОСИФ, ПАТРИАРХ; КНИГА ЕСФИРЬ; КНИГА РУФЬ ; МАРИЯ, МАТЬ ИИСУСА; МОИСЕЙ; МОТИВ ИСПЫТАНИЯ; ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; ПОСВЯЩЕНИЕ, ПРИОБЩЕНИЕ, ВОВЛЕЧЕНИЕ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; СВЯЩЕННИК; ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, НЕВЗГОДЫ, ИСПЫТАНИЯ; ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ; ЦАРИЦА; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle