Книга Есфирь
(Esther, book of)
Книга Есфирь – одна из самых мастерски написанных в Библии. Она насыщена элементами, которые читатели веками ценят в литературных произведениях: напряженный конфликт между добром и злом, красивая и мужественная героиня, яркие сцены пиршеств, дворец с гаремом, романтическая любовь со специфическим мотивом в духе Золушки (сирота из порабощенной страны выходит замуж за царя), злодей, при упоминании о котором у читателя кровь кипит от негодования, беспомощные жертвы, получающие избавление в последний момент, интрига, неопределенность, неожиданный поворот, решающий нравственный выбор, кульминация, битва и выражение авторской позиции. С использованием всего этого богатства литературных средств в книге рассказывается о провидении Бога, Который (хотя в книге Он не упоминается) управляет ходом событий в Своих целях суда и спасения.
Композиционное единство. Композиционно книга построена на типичном комедийном сюжете с падением до уровня потенциальной трагедии и подъемом со счастливым финалом. Преодолевается целый ряд препятствий, в том числе в лице законченного злодея и врага еврейского народа Амана и не отличающегося особым умом царя Артаксеркса. История освобождения состоит из трех этапов. В первых двух главах, где рассказывается об отвержении царем Астини и взятии в жены Есфири, показан общий фон конфликта между Аманом и евреями. С третьей по седьмую главы рассказывается, как Аман шаг за шагом готовит заговор против Мардохея и евреев и какие ответные действия предпринимают евреи. В последних трех главах показаны результаты борьбы – освобождение евреев. Таким образом сюжет ритмически развивается от усиления напряженности к последующей ее разрядке. По словам самой книги, действие представляет собой переход от «печали в радость, и сетования – в день праздничный» (Есф.9:22).
Единство книги выражается также в составе действующих лиц. В центре стоит главная героиня, чье вавилонское имя («Звезда») указывает на ее великолепие и мужество. В ее образе присутствуют два мотива – кризис самосознания (сначала она пыталась жить в двух мирах) и преобразование через тяжелое испытание. Мардохей, профессиональный придворный, выступает в роли присутствующего при ней лица – персонажа, необходимого по ходу действия, но второстепенного в общей композиции рассказа. Портрет Артаксеркса нарисован в сатирических тонах – он подвергается осмеянию всякий раз, когда появляется на сцене. Царица Астинь главным образом просто оттеняет черты царя, демонстрируя нравственные качества, подчеркивающие характеристику царя как повесы и тупицы. А Аман представлен демоническим злодеем, человеком с необузданной гордостью и жаждой мщения (см. МЕСТЬ). Нет ничего удивительного, что у еврейской аудитории вошло в привычку поднимать шум и свистеть всякий раз, когда во время устного чтения книги произносилось имя Амана.
Характерные образы. Основная группа образов связана с царским двором, в отличие от деревенской обстановки в Книге Руфь (еще одной ветхозаветной истории с женщиной в главной роли). Рассказ начинается с детального описания великолепия дворца и устроенного в нем пира, как будто бы действие происходит в сценарии современного фильма. В рассказе показывается соблюдение дворцового этикета, особенно когда речь идет о людях, общающихся с царем. Мы получаем также определенное представление о правилах поведения в гареме при восточном дворе. Важную роль в изображении деспотической власти играет язык царских указов в сочетании с многочисленными символами монархии (престол, скипетр, венец, дворцовый сад, перстень и т. д.).
Продолжением дворцового мотива служат пиры. Действие начинается со сцены долгого и роскошного пира и развлечений, как бы задающей общий нравственный тон. Противовесом этому показан пост Есфири и ее соотечественников (Есф.4:16). Но он быстро сменяется показными праздничными пирами, которые Есфирь устраивает для царя и Амана. Наконец, когда евреи получили разрешение защищаться, у них были «радость... и веселие, пиршество и праздничный день» (Есф.8:17). После одержанной победы мы тоже видим картины пиршеств (Есф.9:19, 22).
Еще один важный элемент – государственная и национальная политика. Артаксеркс показан главой крупного государства, с эффективной системой почтовой связи в его распоряжении (Есф.1:22). С другой стороны, царский указ, изданный по наущению Амана, поставил под угрозу не просто какую-то отдельную семью, а весь еврейский народ. Вражда между Мардохеем и Аманом тоже, по всей видимости, основывалась на национальной неприязни. Далее показывается освобождение национального масштаба. Вся история, по сути, служит объяснением происхождения праздника пурим.
Важную роль играет одежда (см. ОДЕЖДА). Мардохей разодрал свою одежду, облачился в традиционное траурное вретище и посыпал себя пеплом (Есф.4:1). Есфирь оделась в царские убранства, прежде чем предстать перед царем (Есф.5:1). Когда Мардохею были оказаны почести за раскрытие заговора против жизни царя, его одели в царские одеяния (Есф.6), а когда дело Есфири получило одобрение царя, Мардохей вышел от царя «в царском одеянии яхонтового и белого цвета... и в мантии виссонной и пурпуровой» (Есф.8:15). Когда Амана уводили после отчаянной мольбы у ложа Есфири, ему накрыли лицо по приказу царя, неправильно истолковавшего его поведение и устроившего нелепую сцену ревности (Есф.7:8).
Большое значение в рассказе имеет женская точка зрения. Мы от начала до конца сознаем, что это история о женщине. Нравственные качества Астини служат укором поведению сладострастного и пьяного мужа на пиру в чисто мужской компании. Практически вся вторая глава посвящена переживаниям женщины в гареме с упором на физическую красоту как решающий фактор выбора супруги царем. В общении со своим дядей Мардохеем и со своим мужем царем Есфирь проявляет скромность и покорность, характерные для женщин Древнего мира во взаимоотношениях с мужчинами. Женственность еще более подчеркивается на фоне грубого и тупого поведения большинства мужчин в рассказе. Именно Есфирь, а не царь в конце книги призывает к наказанию, давая тем самым дополнительное подтверждение, что это книга о женщине.
Наконец, наряду с образами пиршеств, женского изящества и великолепия двора мы видим противоположные образы борьбы, жестокости и мучений. Людей, которые входят к царю и которым он не простирает свой золотой скипетр, убивают (Есф.4:11, 16). В царском указе против евреев говорилось, что персы должны «убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день» (Есф.3:13). Но самый яркий образ – дерево высотой в семьдесят пять футов (около 23 м), которое Аман приготовил для казни Мардохея, но на котором был повешен сам. Затем мы видим повешенные трупы Амана и его сыновей, а также иудеев, избивающих «всех врагов своих, побивая мечем, умерщвляя и истребляя» (Есф.9:5).
Книга Есфирь показывает нам пеструю мозаику ярких и противоречивых образов. По напряженности действия ей нет, пожалуй, равных на страницах Библии.
См. также: ЖЕНЩИНА; КНИГА РУФЬ ; КРАСОТА; ЦАРИЦА.