Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Происхождение

(Origin, images of)

Вопрос о происхождении волнует всех. Желание приемного ребенка установить свое происхождение становится неослабным, как только оно пробуждается. Стремление познать происхождение – это поиск своего «я». Библия по сути представляет собой книгу о происхождении. Она дает представление о происхождении всего важного: мужчины и женщины, природных созданий, самого мира, общества, семьи, даже зла в мироздании (Быт.3). Исключение составляет Сам Бог, Источник всего – у Него нет собственного происхождения.

Происхождение определяет корни или основополагающий характер чего-либо. Установление происхождения означает отчасти понимание сущности, отсюда значение образов происхождения. Если обитаемая земля изначально была садом, наше понимание ее должно быть совершенно отличным от того, если бы мы считали землю простым скоплением материи, превратившимся в результате эволюции в известный нам мир. Смысл совершенно меняется, если мы смотрим на людей как на сотворенных по образу Божьему, а не как на развившихся в ходе эволюции из низших животных (по словам хорошо известного эволюциониста: «Вот она, вертикально стоящая, занимающаяся охотой, с оружием в руках, живущая на своей территории, с мозгами в голове Человекообразная Обезьяна, примат по происхождению, ставший плотоядным»).

Природу происхождения как выражения сущности можно увидеть на примере сотворения Евы, которая показана в Писании производной от Адама и созданной из его ребра (Быт.2:21–22). Ее происхождение отражается в данном ей имени (Быт.2:23), в ее положении носительницы образа Божьего (Быт.1:27), в ее единстве с Адамом в браке (Быт.2:23–24) и в ее предназначении быть подходящим помощником Адама (Быт.2:20) в выполнении культурного поручения по заполнению земли и установления владычества над ней (Быт.1:26–28). К тому же факт, что женщина произошла от мужчины, а не мужчина от женщины, приводится Павлом в качестве доказательства, что муж – глава над женой (1Кор.11:3, 8).

Тот же принцип относится к сотворению мира. Мир сотворен Богом, но он сотворен из ничего. Это означает, что хотя Бог есть Источник творения, Он отличается от него, и хотя сотворенный порядок зависит от Бога, он не является Его эманацией и в нем самом нет Божественности. В ветхозаветной притче о плотнике, создающем идола из куска дерева после использования других его частей для выпечки хлеба и обогрева (Ис.44:13–20), указывается на безрассудство идолопоклоннического мышления и связанных с ним обрядов, согласно которым человек поклоняется творению, а не Творцу и представляет себе Бога некоей частью сотворенного порядка (Рим.1:21–25). Наше понимание происхождения связано с пониманием самой сущности явлений.

Последнее, что можно сказать о происхождении вообще, это то, что все похоже на свой источник. И наоборот, ничто не может порождать что-то отличное: из источника с пресной водой течет пресная, а не соленая вода, а смоковница приносит смоквы, а не маслины (Иак.3:11–12).

Происхождение человечества. Современная полемика о «происхождении человека» в значительной мере сосредоточивается на вопросе о способе его появления – мгновенном или в ходе какого-то процесса. Однако библейское описание происхождения и сотворения человека является на удивление кратким, учитывая важность этой темы. Оно состоит из трех стихов (Быт.1:26–27; 2:7), третий и самый подробный из которых написан антропоморфическим языком. Но это не значит, что рассказ в какой-то мере неточен; это просто свидетельствует о том, что в Писании не предпринимается попыток дать ответы на вопросы, касающиеся подробностей происхождения человеческой жизни, которые нам хотелось бы задать с точки зрения современной науки. В Писании просто утверждается, что первого человека вызвал к жизни Сам Бог и что Он сделал это, использовав предсуществовавший «земной» материал, который Писание называет «прахом земным».

«Земное» происхождение человека – один их самых важных образов в Писании. Коль скоро люди созданы из праха земного, они по своей природе земные и состоят из тех компонентов, в которые в конце концов вернутся в землю (Быт.3:19). Сопутствующим обстоятельством земного происхождения служит то, что оно вселяет смирение и обуздывает гордость, а также постоянно напоминает о смерти как суде за грех. В Ветхом Завете такое понимание земного происхождения выражается в Книге Иова и в псалмах. Во многих местах подчеркивается недолговечность и бренность жизни (Иов.4:19; 7:21; 10:9; 34:15; Пс.29:10; 89:4). Но по крайней мере в одном случае земное происхождение вызывает также сочувственный и милостивый отклик Господа, Который «знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Пс.102:14).

В Новом Завете образ земного происхождения особо подчеркивается для противопоставления земной жизни первого Адама духовной жизни второго Адама, Христа (1Кор.15:47–48). Павел противопоставляет земное (тех, кто в Адаме и олицетворяет нынешний злой век) тем, кто во Христе (кто будет преобразован [1Кор. 15:51] в нетленные, бессмертные и небесные духовные тела, подобные духовному телу воскресшего Христа). С этой точки зрения вопрос о происхождении имеет решающее значение для спасения. Все зависит от того, «в Адаме» ли человек или «во Христе». Все, кто ведет происхождение от земного Адама, умрут. Те же, кто во Христе, будут демонстрировать жизнь в Его Духе и воскреснут (1Кор.15:21).

Образ земного происхождения уравновешивается в Писании тем, что подчеркивается сотворение людей по образу Божьему. В соответствии с принципом, что происхождение определяет сущность, здесь подразумевается совершенно иной смысл, нежели в образе сотворения из праха. Как существа, созданные по образу Божьему, люди уникальны в творении. Они обладают божественными качествами, в том числе мыслительными и творческими способностями (когда мы впервые читаем о сотворении людей по образу Божьему, мы прежде всего узнаем о Боге, что Он творит), будущим бессмертием и чертами, которые в Новом Завете называются познанием, праведностью и святостью (Еф.4:24; Кол.3:10). Будучи носителем образа Божьего, человек занимает в творении уникальное положение управителя по поручению Бога в мире, который Он создал (Быт.1:26–28). Высокое положение, которое в Пс.8 приписывается человеку («не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою» над творением – Пс.8:6–7), основывается на факте, что Бог сотворил человека именно таким.

Люди по своему происхождению двойственные создания – земные и обладающие божественными качествами. На эту двойственность намекается даже в отрывке, где говорится о сотворении Адама из праха земного, ибо Адам не стал «душою живою», пока Бог не «вдунул в лицо его дыхание жизни» (Быт.2:7; ср. Ек.12:7: физический прах тела возвращается «в землю, чем он и был», а дух возвращается «к Богу, Который дал его»).

Происхождение видимого мироздания. Мироздание тоже несет отпечаток Творца (см. ТВОРЕНИЕ). Происхождение многого из того, что в Библии относится к мирозданию, восходит к Богу. Например, когда кто-то делает что-то, мы можем предположить, что у созданной вещи есть цель или telos. Из Писания мы можем сделать вывод, что цель сотворенного мира заключается в выражении благости и славы Бога (Пс.18:2: 148). Красота творения тоже восходит к делам рук Бога (Пс.18:2); по сути Бог задумал творение одновременно красивым и функциональным (Быт.2:9; см. ПРИРОДА). К тому же, поскольку видимое мироздание сотворено Богом, оно существует, чтобы служить Ему (Пс.103:2–4).

Творение должно основываться на замысле и плане. У сотворенного порядка есть такой замысел. За его упорядоченными циклами стоит Бог порядка (Пс.18:7; 103:19–23). Далее, лицо, создающее что-то, берет на себя ответственность за поддержание своего творения в должном порядке. Библия так или иначе изображает мироздание как объект Божьей заботы (Пс.103:10–30).

В рассказе о сотворении мира в Быт.1 есть намеки и на другие стороны вопроса. Тот факт, что Бог сотворил мироздание, означает, что оно не может быть самодостаточным и находится в зависимом положении. Оно не эманация Бога и потому отделено от Бога; к нему нельзя относиться как к чему-то божественному самому по себе. Поскольку оно исходит от Бога, Который Сам благ, оно неоднократно характеризуется как «хорошее» и «хорошее весьма».

Кроме того, библейские места, относящиеся к Божьему творению, часто имеют полемическую направленность с целью опровержения космогонических мифов соседних языческих культур. Тогда как другие рассказы о сотворении являются по сути теогоническими (историями о происхождении богов), Библия принимает извечное существование Творца как само собой разумеющееся и рассказывает о сотворении мира. В противоположность космогоническим мифам, построенным на мотиве борьбы, в которых божества сражаются друг с другом, в библейском рассказе отражается гармония и порядок. В результате, тогда как, согласно языческим взглядам, миру присущ изначальный дуализм, в котором силы хаоса способны в любой момент вновь возобладать и вернуть контроль над мирозданием, в Библии показан Бог, Который решительно и спокойно управляет миром (Пс.73:12–17; 103:5–9).

Родословная спасения. Тема разделения людей на две категории в зависимости от их духовного происхождения возникла не в Новом Завете, а уходит корнями в первоначальное обетование искупления, данное Адаму и Еве (Быт.3:14–15). В этом отрывке Бог заявил, что Он проведет различие между людьми, положив вражду между семенем жены и семенем змея. Поэтому в Библии придается большое значение духовной родословной.

Даже до потопа Библия показывает линию Сифа как линию жизни и линию Каина как линию смерти; их смешение привело к суду посредством потопа. По мере осуществления Божьих искупительных целей в библейской истории это различие между праведной и неправедной линиями человечества становилось все более ярко выраженным. Например, в благословениях и проклятиях Ноя своим детям и внукам мы уже видим предзнаменование будущих родословных благословений и проклятий (Быт.9:25–27). Среди всех последующих народов, произошедших от потомков Ноя, Бог решил призвать одного человека, Аврама, из линии Сима (сына Ноя, которого тот благословил) из Ура Халдейского в новое место, чтобы заменить там Ханаана (внука Ноя, которого тот проклял).

Бог заключил завет с Аврамом и его потомками, обещал, что произведет от него великий народ для исполнения Своих искупительных целей, через который получат благословение все народы земли (Быт.12:1–3). Остальная часть Библии представляет собой рассказ об исполнении Богом этого обетования. Израиль сформировался как народ, стал Божьим народом через Моисеев завет, получил пророчества от Бога и обетование грядущего Мессии. Именно благодаря особому положению и служению Израиля Иисус мог сказать самарянке, что «спасение от Иудеев» (Ин.4:22).

Это значило также, что в Ветхом Завете доступ к заветным благословениям Бога обеспечивался прежде всего через национальную принадлежность. Положение неизраильтянина было важным, если не непреодолимым препятствием. Выдающимися исключениями служат моавитянка Руфь и блудница из Иерихона Раав, которые не только были включены в состав народа Израиля, но и вошли в родословную Христа (Мф.1:5). Двумя другими иноземцами, испытавшими благословение благодаря контактам с Израилем, стали вдова из Сарепты, сына которой исцелил Илия (3Цар.17:8–24), и сириец Нееман, исцеленный от проказы Елисеем (4Цар.5:1–15). Именно их Иисус привел как примеры суда над неверным Израилем и как свидетельство Божьего намерения распространить благословения царства на язычников (Лк.4:24–27).

Даже эти немногие примеры ясно показывают, что духовная история представляет собой нечто иное, чем передача спасения через семя, и что она не менее реальна, чем физическое родословие. Все истинные израильтяне восходят к Аврааму скорее в духовном, чем в физическом смысле. Павел объяснял, что истинные дети Авраама те, кто проявляет Авраамову веру в обетования Бога (Рим.2:28–29; 9:6–8; Гал.3:7). Именно благодаря пребыванию в семени Авраама (во Христе) благословение Авраама распространяется на язычников (Гал.3:13–16). В этом смысле происхождение неразрывно связано со спасением.

Духовная жизнь исходит от Бога и несет Его нравственный отпечаток. Мертвая душа не может произвести живую: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим... Бог... оживотворил» (Еф.2:1–5). Иисус объяснил Никодиму, что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Что касается божественной тайны происхождения этой жизни, Он сказал: «Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8). «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:6).

Скромное происхождение духовного величия. В Писании иногда выражается предвзятое отношение к группам определенного этнического и географического происхождения, и это предубеждение нередко используется для постановки важных богословских вопросов. В Иез.16 Бог изображает Израиль ребенком, выброшенным на поле. Бог спас эту страну, вырастил, вступил с ней в союз и благословил ее, но затем увидел, что она блудодействует с другими богами. Эту притчу Бог начал с напоминания о скромном происхождении Израиля – его отцом был аморрей, а матерью хеттеянка (Иез.16:3). Эта дурная родословная служит фоном, на котором свет Божьей благодати Израилю просматривается четче, а его нечестивое отвержение благодати выглядит более контрастным. Суть в том, что у Израиля не было оснований гордиться собой и были все основания быть благодарным Богу, но этого не произошло.

Иной смысл имеет скромное происхождение Иисуса. Он воспитывался в Назарете, явно пользовавшемся неблагоприятной репутацией (Ин.1:46). Галилея, где был расположен Назарет, тоже вряд ли могла рассчитывать на то, чтобы принести пользу в духовном смысле (Ин.7:52). Эта деталь не случайна и, по всей видимости, служит двум целям. Во-первых, она подчеркивает, до какой степени Господь Иисус уничижил Себя, приняв образ раба, чтобы совершить искупительную работу на кресте (Флп.2:6–8). Во-вторых, она свидетельствует о намерении Бога, раскрытом в Его пророческом слове, донести Евангелие сначала до людей скромного происхождения. Божья цель заключалась в том, чтобы народ, ходящий во тьме, увидел свет великий (Ис.9:1–2).

То же самое имеет в виду апостол Павел, когда напоминает, что по человеческим меркам немногие верующие занимают высокое положение, но что Бог избрал немудрое, чтобы посрамить мудрых, и что принадлежащие Богу должны хвалиться Им, а не собой (1Кор.1:26–31). В Библии фактически приводится перечень духовных «победителей» скромного происхождения: мать Иисуса Мария (Лк.1:48), Амос (Ам.7:14), блудница Раав, фигурирующая в родословной Иисуса (Мф.1:5), юный пастух Давид, которого пришлось искать на поле, где он пас овец, чтобы помазать царем Израиля (1Цар.16:10–13). Будучи источником духовной жизни, Бог видит кротких (Пс.137:6), заботится о смиренных и сокрушенных духом (Ис.66:2) и дает благодать смиренным (Иак.4:6; 1Пет.5:5).

Заключение. С происхождением связаны как человеческая потребность в спасении, так и надежда на него. Вследствие греха мы в естественном состоянии представляем собой земных сыновей и дочерей Адама и потомков змея. Благодатью мы поднимаемся из этого низкого, греховного состояния, соединяемся во Христе с обещанным Семенем жены и провозглашаемся истинными детьми Авраама.

См. также: АВРААМ; АДАМ; ИИСУС ХРИСТОС; ПЕРВЫЙ; СЕМЯ; ТВОРЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle