Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Иеремии

(Jeremiah, book of)

Первый вариант пророчеств Иеремии был сожжен царем Иоакимом (Иер.36:1–26). Этим, возможно, объясняются трудности, связанные с пониманием общей структуры книги. Различия между Септуагинтой (греческим переводом Ветхого Завета) и традиционным еврейским текстом, касающиеся размеров и построения книги, свидетельствуют о ряде внесенных в нее изменений.

Композиция книги в общих чертах историческая, хотя некоторые материалы расположены в тематическом порядке, возможно, переписчиком Иеремии Варухом (Иер.36:27–32; 45:1–5). Книгу, пожалуй, лучше всего охарактеризовать как историческую антологию. Помимо пророчеств и исторических рассказов, книга в окончательном варианте содержит краткий рассказ об отступничестве (Иер.2:1–3:5), проповедь (знаменитая «проповедь в храме», Иер.7:1–15; 26:1–6), письмо из дома (Иер.29:1–23) и несколько монологов (горестных «исповеданий» Иеремии, Иер.15:10–18; 17:9–18; 18:18–23; 20:7–18).

Общая направленность пророчества Иеремии достаточно ясна. Она проявляется уже в рассказе о призвании пророка, где смысл данного ему поручения характеризуется метафорическим языком как донесение послания о суде и спасении до Иудеи и народов. Призвание Иеремии произошло в 627 г. до P. X., но само его служение связано с отчаянной ситуацией, сложившейся накануне, во время и сразу же после падения Иудеи и Иерусалима в 587–586 г. до P. X.

В призвании Иеремии используются выражения, изображающие народы как дома или растения, которые надо создать/насадить или разрушить/искоренить: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер.1:10; см. РАЗРУШЕНИЕ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО). Такая по преимуществу негативная символика повторяется как рефрен на протяжении всей книги при описании суда над Иудеей и другими народами, а также конечного восстановления Иудеи (Иер.12:14–17; 18:7–10; 24:6; 31:28; 42:10; 45:4).

Сразу же после рассказа о призвании показаны два видения. Первое основывается на игре слов, в которой жезл миндального дерева (sqd) означает бодрствование (sqd) Бога над Своим словом, чтобы оно исполнилось (Иер.1:11–12). Во втором видении Иеремии был показан «кипящий котел... со стороны севера», символизирующей грядущий Божий суд над Иудеей за ее грехи (Иер.1:13–14).

В Книге Иеремии основное обвинение Бога в адрес Иудеи заключается в нарушении завета с Ним и в обращении к другим богам (Иер.11:1–10; 22:8–9). Иудея была создана для особых отношений с Богом в качестве Его невесты (Иер.2:2). Она изображается начатком Божьего урожая (Иер.2:3), Его виноградником (Иер.12:10), Его стадом (Иер.13:17) и Его сыном-первенцем (Иер.31:9, 20). Но она оставила источник живой воды и выкопала себе собственные водоемы, которые не могут держать воды (Иер.2:13).

Иеремия показал рехавитов и их верность соблюдению запретов, установленных предком, как наглядный пример послушания, которого Бог безрезультатно ожидал от Иудеи (Иер.35:1–19). Вместо этого Иудея стала служить идолам, которые фигурируют во многих пророчествах Иеремии. Он пишет, что идолопоклонство разрасталось, пока не превратилось в широко распространенное явление (Иер.11:13) даже в пределах и вокруг святого храма (Иер.7:30–31; 19:5–6; 32:33–35). Он обвиняет в идолопоклонстве целые семьи (Иер.7:17–19) и представителей властей на всех уровнях (Иер.2:26–28). Идолы сравниваются с «пугалом в огороде» (Иер.10:5 NIV). Они бессмысленны и глупы, и их ни в коем случае нельзя считать равнозначными Всемогущему Богу, сотворившему все сущее (Иер.10:1–16). Неверность Иудеи Богу Иеремия сравнивает с неверностью прелюбодейки (Иер.3:20; 5:7) или блудницы (Иер.2:20; 3:1–3; 4:30; 13:26–27), влечение которых к иноземным богам подобно похоти верблюдицы или дикой ослицы в течке, в страсти своей глотающей воздух (Иер.2:23–24).

Наряду с идолопоклонством, отпадение народа от Божьего закона выражалось в социальном разложении и аморальном поведении (Иер.5:1–9; 7:5–8), в том числе в невыразимых словами актах насилия, совершавшихся в долине убийств (Иер.7:30–32). В содействии такому духовному растлению Иеремия обвинял лжепророков (Иер.14:14–16; 23:9–40). Они пророчествовали, «говоря: “мир! мир!” а мира нет» (Иер.6:14; 8:11). Иеремия призывал народ Иудеи отвратиться от неверия и рисовал пугающие картины суда, которому Бог в противном случае должен будет подвергнуть народ. Этот суд будет подобен жгучему ветру, несущемуся из пустыни (Иер.4:11; 13:24), горькой пище и воде с желчью (Иер.8:14; 9:15; 23:15), насилию и позору изнасилования (Иер.13:22) или родовым мукам (Иер.4:31; 13:21, см. РОЖДЕНИЕ), грозной буре (Иер.23:19) или разрушению всего порядка и возвращению в состояние хаоса, существовавшего до сотворения мира (Иер.4:23–26). Но Иеремия не ограничивается словесными призывами к покаянию. Его первое посещение горшечника наглядно показывает, что как горшечник может менять свои намерения по изготовлению сосуда на кружале, так и Бог может пересматривать Свои планы в отношении народа на основании его дел (Иер.18:1–12). Если бы Иудея покаялась, суд мог бы быть предотвращен.

Но поскольку у народа Иудеи были глаза, которые не видели, и уши, которые не слышали (Иер.5:21), он отвергал наглядные и словесные пророчества Иеремии. Народ не покаялся в своем нечестии. В отличие от аистов, голубей, ласточек и журавлей, знающих определенные для них времена и пути перелетов (см. ПТИЦЫ), Иудея изображается неуправляемой, как конь, бросающийся в сражение (Иер.8:4–7). Поэтому пророчество Иеремии становится провозглашением неминуемого суда. Второе посещение Иеремией дома горшечника служит наглядным описанием приговора, вынесенного Богом непокорному народу. Иудея будет сокрушена, как был разбит кувшин горшечника (Иер.19:1–13). Иудея была насажена на земле как благородная лоза и чистое семя, но превратилась в испорченную дикую отрасль чужой лозы, которую необходимо удалить с корнем (Иер.2:21).

Иеремия также сам символизировал и олицетворял грядущий суд, который он возвещал на примере себя самого и своих дел. Он прятал льняной пояс в расселине скалы, пока тот не сгнил и не пришел в негодность, чтобы продемонстрировать, что Иудея стала нравственно испорченной (см. ТЛЕНИЕ) и негодной для использования Богом во славу Свою (Иер.13:1–11). Иеремия оставался холостым и бездетным, и ему запрещалось входить в дома плача или радости, дабы своим отсутствием в них показывать, что потомки в Иудее погибнут и что на земле вскоре не будет ни плача по мертвым, ни радости на свадьбах (Иер.16:1–9). Неизбежность суда над народом предвещалась также отказом Бога слушать ходатайства Иеремии как пророка (Иер.7:16; 11:14; 14:11–12). Арест, побои (Иер.20:1–2) и заключение Иеремии в царскую темницу (см. ТЕМНИЦА, ТЮРЬМА), а затем в яму, в которой он чуть не умер (Иер.37–38), указывали на предстоящее пленение и почти полное истребление народа Иудеи от рук вавилонян (Иер.39). Ближе к концу своего служения, когда ссылка уже началась, Иеремия побуждал народ Иудеи подчиниться Навуходоносору, надев на шею ярмо и узы (Иер.27). В эмоциональном настрое Иеремии, которого называют «пророком плача», отражается не только его собственное уныние, но и печаль Бога в связи с необходимостью так строго наказывать Свой избранный народ (напр., Иер.4:19; 13:15–17).

Позитивная сторона послания Иеремии, соответствующая поручению «созидать и насаждать» при его пророческом призвании, выражается в образе остатка (напр., Иер.3:14; 23:3; 30:10–11; 50:20), который будет освобожден из плена и вернется на обетованную землю (Иер.3:18; 16:14–15; 29:10–14; 30:17–31:40; 50:19). После семидесятилетнего плена (Иер.25:12) на престоле Давидовом воцарится праведная Отрасль (Иер.23:3, 5–6; 33:14–26). Провозглашение будущего восстановления занимает центральное место в части Книги Иеремии, известной как «Книга утешения» (Иер.30:1–33:26). Послание о восстановлении Иеремия наглядно подкрепляет покупкой поля в осажденной земле Иудеи, дабы продемонстрировать, что «домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей» (Иер.32:15). По сути освобождение самого Иеремии из цепей (Иер.40) указывало на грядущее освобождение находившегося в вавилонском плену народа, который он представлял.

Образы, в которых Иеремия соединяет пророчества о суде и восстановлении, наиболее полное выражение находят в описании чаши вина Божьей ярости и нового завета. Иеремия получил повеление взять из руки Бога чашу с вином ярости и напоить из нее народы, к которым Он посылает пророка (Иер.25:15). Эта чаша служит символом Божьего суда, и из нее должны испить «все царства земные, которые – на лице земли» (Иер.25:26). В начале списка стоят Иерусалим и города Иудеи (Иер.25:18). Иудея будет передана в руки армии Навуходоносора, изображенного львом, выходящим из чащи (Иер.4:7), чье неодолимое наступление будет подобно «шуму моря» (Иер.6:23) или «подобно облакам, и колесницы его – как вихрь, кони его быстрее орлов» (Иер.4:13). Его воины – люди храбрые, и их колчаны несут смерть с такой же неизбежностью, как открытые гробы (Иер.5:16). К Иудее, драгоценному металлу, придет испытатель (Иер.6:27 {«башня» , то есть смотритель, оценщик}). Языческие народы тоже подвергнутся Божьему суду, и в этом заключается суть пророчеств Иеремии, направленных «против народов» (Иер.46–51). Вместе с тем, всеобщий и конечный характер пророческого суда побуждает относить его исполнение к последующим временам.

То же самое относится к образу нового завета (Иер.31:31–34). Этот новый завет с Богом Иеремия представляет как тесную личную связь, прощение греха и отношение к Богу, характеризующееся уже не непримиримым и бунтующим сердцем, на котором грех «написан железным резцом, алмазным острием начертан» (Иер.17:1), а восприимчивым сердцем, на котором написан закон Божий. Новый Завет, как и чаша вина Божьей ярости, будет распространяться и на языческие народы (Иер.3:17). Однако заканчивается Книга Иеремии на негативной ноте. В небольшой общине, остававшейся на земле Иудеи, начались волнения, и, несмотря на протесты Иеремии, эти люди в конце концов бежали в Египет (Иер.40–44). Таким образом, заключение пророческого нового завета откладывалось на более поздние времена.

Исполнение образов чаши вина Божьей ярости и нового завета новозаветные авторы видели в лице и в делах Иисуса Христа (ср. Мф.26:27–28). Иисус испил из чаши Божьей ярости и во всей полноте принял на Себя Божий суд над грехами человечества (Мф.26:39; Ин.18:11). Тем самым Он открыл путь для искупления остатка в новом вечном завете с Богом, законы Которого записаны у них на сердцах (Евр.8:6–13).

См. также: ВАВИЛОН; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ЗАВЕТ; ИЕРУСАЛИМ; ОСТАТОК; ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ; ПРОРОЧЕСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ; РАЗРУШЕНИЕ; СЕРДЦЕ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle