Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Разрушение

(Tear down)

Образ разрушения является преимущественно негативным, что неудивительно. В большинстве случаев разрушение в Библии относится к двум важным и взаимосвязанным контекстам: разрушение строений, имеющих отношение к идолопоклонству, и разрушение защитных сооружений городов. Эти объекты связаны, потому что символизируют сопротивление единому истинному Богу. В первом случае решительно разрушается объект, относящийся к языческому поклонению, тщательно, а не редко и с большим художественным вкусом возведенный как центр человеческой культуры, противопоставленной единому Богу. В случае с городом сносятся стены и укрепления, что служит наглядным и мощным образом победы над гордостью и самодостаточностью общества.

Религиозные реформы. Истории о религиозном обновлении и битвах с идолопоклонством часто содержат призывы к крайним мерам. Господь велит Гедеону «разрушить жертвенник Ваала, который у отца твоего, и срубить священное дерево, которое при нем» (Суд.6:25). Ииуй и его люди снесли храм Ваала в Самарии (4Цар.10:27; ср. 4Цар.11:18; 2Пар.23:17). Иосия снес дома мужчин, занимавшихся храмовой проституцией в храме Яхве (4Цар.23:7), и разрушил жертвенники (4Цар.23:12; 2Пар.34:7). Образно Иезекииль описывает разрушение Иерусалима как процесс наказания блудницы: «Предам тебя в руки их, – и они разорят блудилища твои и раскидают возвышения твои» (Иез.16:39). Эти насильственные разрушения отмечены в Писании как акты праведности и рвения, примеры подобающей реакции на идолопоклонство.

Военные атаки. Военные стратегии часто предполагали разрушение оборонительных сооружений района или города или уничтожение их инфраструктуры. Разрушение – не только средство изгнания врага из крепости, но и способ опозорить, погубить, а иногда полностью уничтожить народ, крепостные башни в особенности подлежали разрушению. Так, Гедеон клянется населению Пенуэла: «Когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию» (Суд.8:9); и позже он «башню Пенуэльскую разрушил, и перебил жителей города» (Суд.8:17). В духе пророчества против народов Иезекииль объявляет, что стены Тира будут разрушены и башни снесены (Иез.26:4). Амос и Михей предвидят день, когда враг победит Израиль, свергнет его твердыни и разграбит его крепости (Ам.3:11; ср. Ам.3:15; Мих.5:11). Мы видим, что величественные строения превращены в груду камней, и солдаты получают удовольствие от своей работы. Автор псалма вспоминает непростительную радость идумеев, когда вавилоняне разрушили Иерусалим: «Они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”» (Пс.136:7). Не случайно лжепророки, провозглашающие «мир, мир», когда мира нет, сравниваются со строителями непрочной стены, побеленной сверху; Яхве снесет эту стену и обнажит ее основание (Иез.13:14).

То, что относится к народам, иногда относится и к отдельным личностям: так как грешники «не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» (Пс.27:5). Даже в изысканном мире мудрости может применяться метафора разрушения, ибо на пути мудрых ожидают конфликты, подобные битвам. «Мудрый входит в город сильных, и ниспровергает крепость, на которую они надеялись» (Притч.21:22).

Не разрушать, а созидать. Кульминация разрушения – это разрушение Иерусалима, завершение войны Яхве против Его непокорного народа завета: «Господь определил разрушить стену дщери Сиона» (Плч.2:8). Пророк Иеремия, посредник Небесного Царя, поставлен «над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер.1:10). В частности, Иеремия предсказывает грядущее падение Иерусалима. Но даже такое катастрофическое событие останется в прошлом, и Божье наказание сменится возрождением Израиля. Бог обещает: «И возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню» (Иер.24:6; ср. Иер.31:28; 42:10). Павел говорит с пророческим сознанием и ясным пониманием собственной роли в возрождении Божьего народа, и применяет метафору Иеремии, говоря об апостольском авторитете, что Господь дал его «к созиданию, а не к расстройству вашему» (2Кор.10:8; ср. 2Кор.13:10).

Разные метафоры. Случаи метафорического использования образа разрушения следует рассматривать на фоне темы суда над Израилем и его возрождения. Иов говорит о своих личных горестях и бесчестии следующим образом: Бог «кругом разорил меня, и я отхожу» (Иов.19:10). Какая тут может быть надежда, если «что Он разрушит, то не построится» (Иов.12:14)? Езекия, говоря о болезни, приведшей его на порог смерти, восклицает: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский» (Ис.38:12). А притчи Израиля провозглашают справедливость путей Божьих: «Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит» (Притч.15:25). С другой стороны, это невероятный позор, если женщина или царь, несущие ответственность за созидание дома или народа, разрушают его своим эгоистическим безумием (Притч.14:1; 29:4). Даже если предусмотрительность побуждает процветающего земледельца думать: «Сломаю житницы мои и построю большие» (Лк.12:18), – Иисус осуждает это как неразумное самомнение.

Вероятно, самый позитивный библейский взгляд на разрушение присутствует в рассуждениях автора Екклесиаста, который считает, что, как есть «время убивать, и время врачевать», есть также «время разрушать, и время строить» (Ек.3:3). Без сомнения, таковы Божьи пути для Его народа.

См. также: ГОРОД; ИЕРУСАЛИМ; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; СТЕНА; ТВЕРДЫНЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle