Лодка
(Boat)
В Библии лодки показаны плывущими по волнам темных и бурных морей. В лодке Бог дает людям укрытие от угрожающих жизни опасностей. Впервые мы видим лодку в Быт.8, когда Бог спас Ноя, его семью и животных от потопа, уничтожившего всю жизнь на земле, в лодке, названной ковчегом. Значение Ноева ковчега как безопасного прибежища подчеркивается в трех связанных с этой темой местах в Новом Завете (Мф.24:38; Лк.17:27; 1Пет.3:20). В Исх.2:5 корзина, не позволившая младенцу Моисею утонуть в Ниле, названа тем же еврейским словом, что и Ноев ковчег.
На всем протяжении Писания лодка показывается как убежище, сохраняющее человеку жизнь. В евангелиях Иисус спас учеников в лодке, когда они испугались за свою жизнь во время бури на Галилейском море (Мф.8:23–27; Мк.4:35–41; Лк.8:22–25). Попав в шторм ураганной силы во время путешествия в Рим по морю, Павел приказал морякам оставаться на борту корабля. И хотя сам корабль разбился, все благополучно добрались до земли (Деян.27:31, 44).
В евангелиях упоминается, что Иисус неоднократно садился в лодку на Галилейском море, чтобы скрыться от толпы (Мк.3:9; 4:1) или переехать из одного места в другое. Мореплавание – тяжелая работа, и лишь однажды Иисус оставался, по-видимому, в лодке один (Мк.4:1). Обычно с Ним в лодке находились многочисленные последователи.
Море в Библии служит образом опасности, хаоса и смерти, поэтому лодка символизирует безопасное место, которое Бог предоставляет Своему народу для укрытия от самых грозных жизненных зол. В связи с этим корабль рассматривался как вполне уместный образ церкви, особенно когда он был сценой совершавшихся Иисусом чудес. Эта тема находит выражение в двух рассказах о совершенных на лодке чудесах: о том. как Иисус успокоил бурю (Мк.4:35–41; пар. Мф.8:23–27; Лк.8:22–25) и как Он ходил по воде (Мк.6:45–52; пар. Мф.14:22–33; Ин.6:16–21). Кроме того, чудесный улов рыбы (Лк.5:4–11; Ин.21:4–8) можно рассматривать как изображение духовной поддержки церкви. В Новом Завете такая аналогия прямо не проводится, однако сочетание образов власти Иисуса над бесовскими силами, показанными в данном случае как ветер и волны, и лодки как места, где люди могут собираться для ловли рыбы, и как символа безопасности и средства доставки людей до нужного пункта назначения, представляется для многих достаточным основанием для фактического отождествления церкви и лодки/корабля.
Израильтяне никогда не были искусными мореплавателями, в отличие от некоторых их соседей. Поэтому моряки и капитаны, получавшие выгоду от торговых связей Рима и скорбевшие при его падении (Откр.18:17–19), показаны как язычники. Иосафат попытался восстановить морские торговые пути по Красному морю (3Цар.22:48–49), но его флот разбился. Летописец увидел в этом Божье наказание за заключение нечестивого союза, лежавшего в основе этого предприятия (2Пар.20:35–37). Морская торговля находилась в руках иноземных народов, и на этом основании Исаия рисует яркую картину эсхатологического собрания верного Израиля в Иерусалиме: «Так, Меня ждут острова и впереди их корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святого Израилева, потому что Он прославил тебя» (Ис.60:9).
См. также: КОРАБЛЬ, КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ; МОРЕ; РЫБА, РЫБАК, ЛОВЛЯ РЫБЫ.
Библиография:
S.Wachsmann, The Sea of Galilee Boat (New York: Plenum, 1995).