Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Страх

(Fear)

Страх как чувство ужаса занимает значительное место в библейской картине жизни в падшем мире. Психологические основания страха в Библии не рассматриваются, но мы можем распределить образы страха по категориям, исходя из причин, вызывающих страх, физических признаков страха и примеров библейских персонажей, испытывающих чувство страха.

В Библии выражение чувства страха восходит к Адаму, который после Грехопадения ответил Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся» (Быт.3:10). Не будет преувеличением сказать, что после этого ужасного момента в Саду род человеческий живет в условиях постоянной возможности и даже угрозы испытать страх.

Причины страха. Есть вполне обоснованный благоговейный страх Божий, но, вместе с тем, в Библии показано, что Божьи дела могут быть источником ужаса, особенно – но не только – для тех, кто не полагается на Бога. У горящего куста Моисей «закрыл лицо свое; потому что боялся воззреть на Бога» (Исх.3:6). Иов сказал о Боге: «Я трепещу пред лицом Его; размышляю, и страшусь Его» (Иов.23:15). Бог обратился к Иудее с вопросами: «Меня ли вы не боитесь. .. предо Мною ли не трепещете?» (Иер.5:22). Исаия три раза в одной главе изображает нечестивцев, убегающих от «страха Господа» (Ис.2:10, 19, 21).

В Новом Завете Иисус призывает людей «бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну» (Лк.12:5). Страх объял всех услышавших о Божьем суде над Ананией и Сапфирой (Деян.5:5), а автор Послания к евреям заверяет нас: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:31). В евангелиях говорится, что люди боялись Иисуса из-за совершенных Им чудес (Мк.5:33; 10:32; 11:18; Лк.5:26), а ученики испугались, когда увидели преображение Иисуса в присутствии Моисея и Илии (Мк.9:6) и когда они услышали глас Божий (Мф.17:6). У пустого гроба женщины испугались, увидев, что тело Иисуса исчезло (Мф.28:8; Мк.16:8).

Вторая группа образов связана с грозными силами природы. В молитве псалмопевец просит Бога «навести ужас на них бурею Твоею» (Пс.82:16 {«погони их»}). Пс.45, хотя в нем и заявляется, что верующий не подвержен страху, тем не менее, содержит целый перечень природных катаклизмов, обычно внушающих страх, в том числе землетрясений и, возможно, огромных разрушительных волн (Пс.45:3–5). В Пс.90 перечень опасностей включает в себя яркие образы «ужасов в ночи», «стрелы, летящей днем», «язвы, ходящей в мраке», и «заразы, опустошающей в полдень» (возможно, солнечного или теплового удара; Пс.90:5–6). Свои беды Иов истолковывает как ополчившиеся против него «ужасы Божии» (Иов.6:4; ср. Иов.7:14). Страх вызывали также дикие животные (Иов.39:19–20; 41:5; см. ЖИВОТНЫЕ), а во время странствия по пустыне израильтяне часто едва избегали опасности из-за присутствия ядовитых змей и скорпионов, а также нехватки пищи и воды, так что у Моисея были основания говорить о «великой и страшной пустыне» (Втор.1:19; 8:15; ср. Ис.21:1).

Третий источник страха в Библии – смерть и бедствия. Саул «очень испугался», когда волшебница предсказала ему смерть (1Цар.28:21). Псалмопевец пишет о напавших на него «смертных ужасах», сопровождавшихся охватившим его «страхом» (Пс.54:5–6). Другой псалмопевец свидетельствует: «Я несчастен и истаиваю с юности; несу ужасы Твои» (Пс.87:16). Иов говорит о страхе перед наказанием от Бога (Иов.31:23). Когда священник Пасхор освободил Иеремию, пророк сказал: «Не Пасхор [«мир вокруг»] нарек Господь имя тебе, но Магор Миссавив [«ужас вокруг»]. Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза увидят это» (Иер.20:3–4; ср. Иер.20:10).

Люди боятся также действий других людей. Аман в ужасе «затрепетал пред царем и царицею», когда его заговор против евреев раскрылся (Есф.7:6). Злословие и интриги врагов Давида были для него «отовсюду ужасом» (Пс.30:14). Свою робость проповедовать в Коринфе Павел объяснял тем, что он был «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1Кор.2:3), а прибытие в Македонию описал в таких выражениях: «Отвне – нападения, внутри – страхи» (2Кор.7:5). В том же психологическом ключе псалмопевец говорит о своем страхе перед «поношением» (Пс.118:39).

Многие упоминания о страхе связаны с опасностью возникновения войны или страхом перед враждебно настроенным народом. Это отчасти объясняется методами запугивания, к которым прибегали войска завоевателей в древности, с целью деморализации противника (2Пар.32:18; Ис.7:6; Авв. 1:9). Как вариация этой темы, Божье освобождение Израиля повергло в страх народы, которые услышали о нем (Исх.15:11,16; 23:27; 34:10; Втор.4:34; 26:8; 34:12). Образ ужаса служит не только орудием устрашения, это также просто реальность, сопровождающая войну: предстоящее вторжение Ассирии Исаия называет «ужасом» (Ис.28:19), а Иеремия пишет о людях, жаждущих мира, а получающих ужасы (Иер.8:15; 14:19).

Последнюю категорию образов страха находим в эсхатологических видениях конца. Всеобъемлющее видение ужаса представлено в Книге Откровение, но образы конца есть и в других местах. Амос с мрачным юмором наступление дня Господня сравнил с положением человека, который бы «убежал от льва – и попался бы ему навстречу медведь» (Ам.5:19). В речи на Елеонской горе Иисус показал яркие образы войн, голода и землетрясений (Мф.24:5–7; Мк.13:6–8). В другом упоминании Иисус представил грядущую катастрофу настолько ужасной, что люди будут просить горы упасть на них, а холмы покрыть их (Лк.23:30; ср. Откр.6:12–17). Столь же выразительны образы природных катаклизмов и гонений в Книге Откровение.

Подводя итог, можно сказать, что основная группа библейских образов страха связана с личностными качествами и делами Бога, силами природы, смертью и бедствиями, людьми и их делами, а также концом истории. Важно отметить, что в связи со всеми этими возбудителями страха в Библии неоднократно подчеркивается возможность (сформулированная иногда в повелительном наклонении) того, что уповающие на Бога не будут испытывать этого чувства.

Физические признаки страха. Проявления страха у человека выражаются в растерянности, дрожи, оцепенении и потере сознания. Чувство страха связывается с сердцем (Втор.20:3; 28:67; 2Цар.17:10; Пс.26:3; Ис.7:4; 35:4).

Метафорически страх изображается как процесс таяния {«уныния, робости»} применительно к народам, узнавшим об освобождении Израиля у Красного моря (Исх.15:15); израильтянам, боящимся служить в армии (Втор.20:8); жителям Иерихона, узнавшим об успехе Израиля (Нав.2:9, 11,24); робким лазутчикам (Нав.14:8); потенциальным воинам, последовавшим совету Хусия не выступать против Давида (2Цар.17:10); вавилонянам в видении Исаии (Ис.13:7); Израилю накануне вторжения (Иез.21:7) и египтянам (Ис.19:1).

Физическим проявлением страха служит дрожь (Исх.15:15; 19:16; Втор.2:25; 1Цар.28:5; Иов.4:14; Пс.54:6; Ис.64:2; Иез.26:16; 32:10; Дан.5:19; Авв. 3:7; Мк.5:33; 16:8; Иак.2:19; 1Кор.2:3). К этому можно добавить яркую метафору Иезекииля о князе, «который будет беспомощно дрожать от ужаса» (Иез.7:27 {«облечется в ужас»}). Дрожь от страха метафорически сравнивается с родовыми муками женщины (Ис.13:8; 21:3; Иер.30:6; 48:41).

Противоположные дрожи образы – оцепенение, скованность и онемение. Когда вожди соседних народов услышали об освобождении у Красного моря, Моисей предсказал, что они «онемеют, как камень» от «страха и ужаса» (Исх.15:16). Когда протрезвевший Навал узнал, что накануне вел себя грубо с Давидом, «замерло в нем сердце его, и стал он, как камень» (1Цар.25:37). Выражением страха может быть также потеря сознания или расслабленность (Втор.20:3; Иов.23:16; Иер.51:46; Иез.21:7; Лк.21:26 {«издыхать от страха»}).

Библейские персонажи, испытывавшие чувство страха. Наконец, библейские образы страха связаны с целой галереей персонажей, испытавших памятные моменты страха. Мы находим более двухсот случаев, когда о библейском персонаже говорится, что он «испугался» или «убоялся» (или, как вариант, говорится, что он не испугался, но на самом деле обычно подразумевается, что он испытывает страх). Среди наиболее ярких примеров можно отметить Адама сразу после грехопадения (Быт.3:10); Сарру, когда небесный посланник застал ее подслушивающей (Быт.18:15); Лота и его дочерей, боявшихся жить в Сигоре (Быт.19:30); Иакова после того, как он увидел во сне лестницу (Быт.28:17); Моисея после убийства египтянина (Исх.2:14) и у горящего куста (Исх.3:6); Аарона и израильтян, когда они увидели сияющее лицо Моисея (Исх.34:30); Гедеона, разрушившего ночью жертвенник Ваалу (Суд.6:27); юного Самуила, получившего видение о сыновьях Илия (1Цар.3:15); Давида у Анхуса (1Цар.21:12) и во время переноса Божьего ковчега (2Цар.6:9); Илию, когда Иезавель поклялась убить его (3Цар.19:3); моряков, когда Бог наказал Иону бурей за побег (Иона 1:5); учеников, когда они попали в бурю на озере (Мф.8:26; Мк.4:40–41) и когда Иисус ходил по воде (Мф.14:27; Мк.6:50); женщин у пустого гроба (Мф.28:10; Мк.16:8); пастухов во время Рождества, когда им явился ангел (Лк.2:9–10), и учеников во время преображения (Лк.9:34).

См. также: ДРОЖЬ, СОДРОГАНИЕ, ТРЕПЕТ; ПЛАВЛЕНИЕ, ТАЯНИЕ; СТРАХ БОЖИЙ ; УЖАСНЫЕ ИСТОРИИ.

Библиография:

E.W.Conrad, Fear Not Warrior: A Study of altira. Periscopes in the Hebrew Scriptures (Chico, CA: Scholars Press, 1985).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle