Страх Божий
(Fear of God)
Страх Божий отличается от ужаса пред Ним, который тоже является одним из библейских образов (см. СТРАХ). Он основывается на трепетном и благоговейном отношении и представляет собой надлежащую и самопроизвольную реакцию человека на Бога. Такой страх Божий – один из основных библейских образов веры. В Библии есть более сотни ссылок на страх Божий в позитивном смысле веры и послушания. «Боящийся» Бога или «богобоязненный» – обычный библейский образ последователя Бога, в котором иногда подразумевается противопоставление тем, кто Его не боится. Сама частотность упоминаний свидетельствует, что страх Божий занимает центральное положение в библейской вере, а определенный отход от такого древнего мировоззрения в нашей современной культуре должен побудить нас задуматься. Вместе с тем, следует отметить, что большинство упоминаний приходится на Ветхий Завет, и это, возможно, объясняется изменением (не отменой), произошедшим в результате воплощения Христа, Который называл Своих учеников друзьями, а не рабами (Ин.15:15).
Какие образы можно связать с этим таинственным «страхом Божьим»? Чаще всего с ним связываются служение Богу (Втор.6:13; 10:20; 1Цар.12:14) и послушание Его заповедям (Втор.31:13; 1Цар.12:24). Страх Божий соотносится с мудростью (Пс.110:10; Притч.9:10; 15:33), и он обусловливается заветом между Богом и Его народом (Пс.24:14; 102:17–18). Бояться Бога значит испытывать перед Ним трепет и благоговение (Пс.32:8; Мал.2:5) и уповать на Него (Пс.39:4; 113:19). Бояться Бога значит ненавидеть зло и уходить от него (Притч.8:13; 16:6). Не будет преувеличением сказать, что страх Божий фактически равнозначен вере в Него. Во Втор.10:12–13 содержится удачное обобщение того, что включает в себя страх Божий: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его».
Страх Божий – отличительное качество тех, кто обладает эмпирическим знанием о Нем. Опыт моряков в Книге Ионы служит хорошей иллюстрацией этой истины, а также различия между ужасом и спасительным страхом пред Богом. Когда Иона сказал им, что бурю послал Господь, «сотворивший море и сушу», моряки пришли в ужас (Иона 1:9–10). Но как только буря утихла, «устрашились эти люди Господа великим страхом» (Иона 1:16), то есть исполнились трепета и благоговения, принесли Ему жертву и дали обеты. Такая реакция была вызвана тем, что они получили хоть и небольшое, но знание о Боге (см. Притч.2:5, где «страх Господень» приравнивается к «познанию о Боге»). Здесь содержится также намек на то, что подразумевается во многих библейских отрывках, – страх Божий проистекает из опыта познания Его трансцендентности и силы.
Страх Божий дает практические результаты, как и в случае с исполнившимися благоговения моряками, принесшими жертвы. Когда Бог через Моисея дал Израилю закон, в нем неоднократно повторялась заповедь бояться Господа, часто в сочетании с заповедью соблюдать Божьи постановления (ср. Втор.5:29; 6:24; 10:20). Поэтому страх Господень противопоставляется греховным делам (Лев.19:14; 25:17, 36, 43) и имеет силу нравственного требования.
О некоторых библейских героях прямо говорится, что они служат примерами, в которых воплощается страх Божий, и нередко подтверждается взаимосвязь этого страха с послушанием. Когда Авраам подчинился Божьему повелению, проявив готовность принести в жертву своего сына Исаака, ангел Господень сказал ему: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт.22:12). Прямой и искренний Иосиф пытался успокоить страхи братьев словами: «Я боюсь Бога» (Быт.42:18). Сам Бог дважды охарактеризовал Иова как «человека непорочного, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла» (Иов.1:8; 2:3). Чтобы не создалось впечатление, что страх Божий – исключительно ветхозаветный образ, напомним заявление Павла, что он знал «страх Господень» (2Кор.5:11).
В Библии показаны также люди, не боявшиеся Бога. Ко времени, когда Моисей навел на Египет семь разных казней, фараон уже достаточно хорошо знал Бога, чтобы бояться Его, но не делал этого. Хотя фараон как будто бы покаялся, Моисей сказал ему: «Но я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь Господа Бога» (Исх.9:30). Даже когда фараон позволил Израилю бежать из Египта, его неповиновение, выразившееся в погоне, указывало, что он не боялся Бога. В результате Бог уничтожил войско фараона в соответствии со Своим обещанием судить всех, кто не боится Его (Мал.3:5), и оберегать тех, кто боится (Мал.3:16–17). Ужасающая картина греховного человечества, нарисованная в Рим.3:10–18, заканчивается кульминационным заявлением: «Нет страха Божия пред глазами их».
Боящиеся же Бога получают многие преимущества: Бог благословляет их (Пс.113:21) и открывается им (Пс.24:14). Они отходят от зла (Притч.16:6) и обретают Милость Бога (Лк.1:50). Сверх того, боящиеся Бога получают жизнь (Притч.19:23), знание и мудрость (Притч.1:7; 9:10). Мудрость, исходящая от страха Божьего, тесно связана с познанием и послушанием (Пс.110:10). Страх Божий – отличительное качество людей, знающих Бога и соблюдающих Его заповеди.
В Новом Завете страх Божий – существенная часть благовестил. Перед лицом мирских угроз Иисус наставлял учеников бояться Бога (Лк.12:5). Для язычников, на которых не распространялся завет Бога с Израилем, страх Божий означал начало пути к спасению через Христа, как мы видим из слов Петра в доме Корнилия, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35). О ранней церкви читаем: «Церкви же... назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян.9:31).
См. также: БОГ; ПОЧИТАНИЕ; СВЯТОСТЬ; СТРАХ; УЖАСНЫЕ ИСТОРИИ.