Почитание
(Reverence)
Хотя сегодня слово почитание употребляется довольно редко, в нем отражаются знакомые всем нам ситуации. Достаточно вспомнить об ореоле, окружающем богатых и власть имущих, и о влиянии, которым они пользуются среди людей и в обществе. Во многих случаях такого рода почитание может быть необоснованным (библейскими примерами отказа от такого почитания служат Есф.3:2–5; Дан.3:8–18), но Библия допускает определенное различие между людьми в оказании им чести (Мф.22:15–22). Павел призывает верующих «отдавать всякому должное... кому честь, честь» (Рим.13:7). Наиболее распространенным жестом почитания вышестоящего человека в Библии служит поклон (Быт.23:7; 33:3; Руфь 2:10; 1Цар.24:9; 2Цар.14:4; 3Цар.1:16). При рассмотрении новозаветных представлений о том, каким должно быть христианское общество, К. С. Льюис включает в число его наиболее заметных черт послушание и уважение подчиненными вышестоящих властей («Общественная нравственность» в обыкновенном христианстве).
Однако в Библии почитание относится, в первую очередь, к Богу, и поклонение предназначается только истинному Богу (ср. Исх.20:3; Втор.5:7). Из библейского рассказа также явствует, что почитание Бога в определенной мере связано со страхом, хотя его не следует понимать как раболепный или малодушный страх (см. СТРАХ БОЖИЙ ). Моисей ясно показал это различие народу Израиля в ответ на его реакцию на самораскрытие Бога в громе, молнии и трубном звуке на горе Синай при передаче десяти заповедей. Израильтяне попросили Моисея: «Говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». Моисей ответил: «Не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:19–20).
Таким образом, страх Господень – не просто дрожь от Его присутствия, его следует понимать как своеобразную смесь трепета, страха и почитания перед Всемогущим Царем и Творцом всего сущего. Согласно литературе мудрости, это почитание/страх лежит в основе всего человеческого знания (Притч.1:7).
Дух почитания Льюис выразил в книге «Лев, колдунья и гардероб», в сцене, когда мистер и миссис Бивер объясняют Люси сущность Аслана:
«Значит, он не безопасен?» – спросила Люси.
«Безопасен? – переспросил мистер Бивер.
– Разве ты не слышала, что тебе сказала миссис Бивер?
Кто говорит о безопасности? Разумеется, он не безопасен.
Но он благ. Он – Царь, говорю тебе» (Lewis, 75–76).
См. также: ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ; КОЛЕНО, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; ПОКЛОН, ПРЕКЛОНЕНИЕ, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; ПОСЛУШАНИЕ, ПОКОРНОСТЬ, ПОВИНОВЕНИЕ; СТРАХ БОЖИЙ ; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.
Библиография:
С.S. Lewis, The Lion, the Witch and the Wardrobe (New York: Macmillan, 1970);
idem, Mere Christianity (London: Collins Fontana, 1952).