Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Послушание, покорность, повиновение

(Obedience)

Послушание как библейский мотив основывается, в первую очередь, на многочисленных образах людей, чьи отношения с Богом характеризовались верностью и повиновением Ему. На неоднократных примерах послушания Божьим повелениям библейский рассказ показывает основополагающее значение, которое повиновение имеет в надлежащих отношениях с Богом. Простой, но яркий пример являет собой Ной. Бог в скупых выражениях объявил о Своем намерении послать потоп и поручил Ною построить ковчег. Ответ Ноя записан еще более кратко, как будто бы демонстрация его покорности вообще не имела никакого значения: «И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал» (Быт.6:22). Значение послушания Ноя раскрывается в последующем рассказе, в котором Бог спасает Ноя и его семью и заключает с ними завет никогда больше не посылать потоп на землю (Быт.9:1, 12).

В Ветхом Завете архетипом послушания служит Авраам, отец народа Израиля. Когда Бог впервые призвал Аврама из Харрана в Ханаан, именно послушный отклик Аврама позволил Богу начать исполнение Своего обетования благословить его и сделать его потомков народом (Быт.12:1–4). Кроме того, когда Бог повелел ему принести в жертву своего сына Исаака (Быт.22:2), Авраам проявил такую непоколебимую покорность, что был готов уничтожить единственное живое свидетельство данного ему Богом обетования, ибо народ должен был произойти от него через Исаака (Быт.21:12). На послушание Авраама Бог ответил повторением обетования великого благословения, взяв на Себя клятву (Быт.22:16–18). Таким образом Авраам установил норму послушания для Израиля, своего потомства.

Именно послушания такого высокого уровня, как у Авраама, и никак не меньшего, Бог требует от Своего народа. Когда Саул по Божьему повелению разгромил амаликитян, он разрешил воинам захватить скот в качестве добычи для принесения жертвы Богу, несмотря на указание Бога все уничтожить (1Цар.15:3). Поскольку Саул не проявил полного повиновения, Бог через Самуила высказал ему порицание: «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1Цар.15:22). В библейском мотиве послушания выражается абсолютное и безоговорочное подчинение воле Бога.

Бог требует покорности не просто из своеволия; послушание – это средство, с помощью которого Бог дает благословение. Подтверждая Исааку обетование земли и бесчисленного потомства, Бог привел пример послушания Авраама как непосредственного основания такого огромного благословения (Быт.26:4–5). Обращаясь к Моисею с горы Синай, Бог заявил, что, если Израиль будет полностью повиноваться Ему, он станет «Моим уделом... царством священников и народом святым» (Исх.19:5–6). Послушание здесь связывается с таким благословением, в котором подразумевается участие каждой из сторон взаимоотношений между Израилем и Богом: Израиль должен повиноваться, а Бог благословлять.

Но библейский образ послушания – не просто способ добиться благословения. Если человек находится в правильных отношениях с Богом, проявляя послушание Ему, он также становится покорным Богу из любви к Нему. Эта взаимосвязь между любовью и послушанием выражается в Шма – самой сердцевине израильского закона. Повторив десять заповедей, Моисей предупредил народ о необходимости соблюдать Божьи заповеди и учить этому детей. В центре его обращения стояла заповедь: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5). Израиль должен был повиноваться Богу не только ради благословения, а из любви к Нему.

Именно этот аспект послушания получает дальнейшее развитие в Новом Завете в связи с личностью Иисуса Христа. Для Иисуса, Который был одновременно образцом и объектом послушания, повиновение Богу имело такое значение, как пища (Ин.4:34). Такое послушание проистекало из столь полной любви к Богу, что оно определяло каждый Его поступок. Иисус всегда был готов подчиниться воле Бога, даже когда Ему предстояло испить горькую чашу смерти (Мф.26:39; Мк.14:36; Лк.22:42). Апостол Павел противопоставляет преступление, или неповиновение, Адама повиновению «одного Человека», Иисуса Христа (Рим.5:12–17). В воспевании Христа в Послании к филиппийцам читаем, что Христос был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Образ потрясающий: Сын Человеческий, Который не был подвержен власти смерти, послушно принимает смерть на кресте.

Иисус объяснял ученикам взаимосвязь между любовью и послушанием, говоря им: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Иисус также говорил, что закон и учение пророков сводятся к двум заповедям: любить Бога (Шма) и «любить ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18; Мф.22:37–39). Любящий Бога будет также повиноваться Ему и в результате получит Божье благословение. Таким образом, мотив послушания служит ключом для понимания библейской картины угодных Богу взаимоотношений с Его народом.

См. также: АВРААМ; ВЕРА; ЗАКОН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle