Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Нижнее, более низкое положение

(Under)

Нахождение под чем-то – образ, который используется в Библии во множестве случаев, от характеристики отношений людей до определения формы Божьего творения. Отношения над/под играют важную роль в еврейской космологии. В повествовании о сотворении Бог отделяет воды вверху от вод внизу и создает в промежутке между ними небо и землю (Быт.1:6–9). Здесь перед нами предстает образ гигантского космического бутерброда, где земля и небо находятся под толстым слоем воды, и другой толстый слой воды находится под ними. Этот образ указывает на уязвимость и зависимость: все творение зависит от Бога, Который удерживает эти воды. В противном случае вода покрыла бы всю землю, как и случилось во время потопа (Быт.7:19).

Похожие образы используются в Библии для определения положения земли между местом жительства Бога и местом пребывания мертвых. Говоря, что ничто не может ускользнуть от Бога, Иов сопоставляет «концы земли» (и все, что лежит между ними) со всем, что находится «под всем небом» (Иов.28:24). Как Земля лежит под небесами, так и шеол, место пребывания мертвых, лежит под землей: когда Израиль обращается к идолопоклонству, гнев Господень «жжет до ада преисподнего [буквально шеола]» (Втор.32:22). Иов жалуется на постоянство смерти, говоря: «Нисшедший в преисподнюю не выйдет» (Иов.7:9). В данном контексте образ пребывания внизу отражает космическую иерархию: мертвые существуют под землей, потому что они теперь слабы и бессильны (Ис.14:9–10), но вся земля, включая живых и мертвых, находится под небесами в глазах Бога.

Чаще образ нахождения под касается отношений на личном уровне. Так как это образ, связанный с отношениями, он всегда описывает положение одной вещи относительно другой. Например, Нафанаил был «под смоковницею», когда Иисус увидел его (Ин.1:48). Но «под» служит не только для описания внешнего отличия; в Библии пребывание кого-то под чем-то часто обозначает важные отношения. Хотя точное значение образа зависит от контекста, существует одна общая черта: пребывать под чем- то значит находиться под его влиянием.

В некоторых случаях такое положение касается отношений зависимости, как в случае проклятий и благословений. Например, Авраам просит Бога, чтобы Измаил «жил под [Божьим] благословением» (Быт.17:18 NIV). После убийства Авеля Бог объявляет Каину: «Ты теперь под проклятием... будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4:11–12 NIV). Относится это к проклятию или к благословению, образ нахождения под чем-то указывает на отношения сильного, неизбежного влияния. Образ наделяет силой его пространственная сторона: куда бы ни пошел Каин, он не может избежать проклятия, «под» которым находится.

Под может указывать и на Защиту – в псалме говорится о Господе: «Под крыльями Его будешь безопасен» (Пс.90:4). Здесь Бог изображен как предоставляющий кров и безопасность, подобно птице, которая защищает своих птенцов. Однако в контексте Божьего Суда нахождение «под» имеет совсем иное значение: наготы и уязвимости. Пророк называет Едом «народом под гневом Господа» (Мал.1:4 NIV). Говоря об Израиле в изгнании, Господь провозглашает: «И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета. И выделю из вас мятежников и непокорных Мне» (Иез.20:37–38). Прохождение под Божьим жезлом – яркая картина суда, в ходе которого человек либо примет Завет, либо будет сметен. В каждом из этих случаев нахождение «под» означает подчинение высшей власти Бога, будь то для защиты или суда.

Пребывание «под» может также обозначать отношения, для которых характерны власть и доминирование. В псалме описано пришествие Господа с небес среди бури, «и мрак под ногами Его» (Пс.17:10). Иметь что-либо под ногами значит полностью контролировать это; так, свирепствующая стихия подчинена Божьей воле. Подобным образом, в Новом Завете Павел объявляет об Иисусе: «[Бог] все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф.1:22). Здесь Иисус, Глава Церкви, обретает власть над теми владениями, где раньше правил грех. Говоря о власти иного рода, Павел использует подобный образ для описания состояния людей вне Христа: «Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим.3:9). В данном случае грешники находятся под непосредственным контролем силы греха, а не под властью Бога, но образ власти остается тем же.

С отношением управления тесно связан образ, передающий отношения подчинения и повиновения. Один из примеров этого – принесение клятвы, когда первосвященник говорит Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф.26:63). Иисус подтверждает, что это Он и есть. Находиться под клятвой значит быть обязанным совершить нечто. Павел похоже использует этот образ, когда сравнивается жизнь «под законом» с жизнью «под благодатию» (Рим.6:14). Те, кто подчинен Закону, обязаны соблюдать его, но, так как им не удается это сделать, они оказываются под властью греха. Напротив, те, кто подчинен благодати, подчинены Тому, Кто дарует им эту благодать; они должны избегать принуждения со стороны греха. Здесь образ нахождения «под» не просто описательный, но и предписательный; он говорит об обязанностях и жизненном выборе человека, о его обязанности жить по благодати, дарованной Богом.

В то время как библейский образ пребывания «под» передает ряд идей, от структуры творения до природы благодати, во многих случаях он относится к человеческим отношениям, индивидуальным или коллективным. Среди разных способов описания отношений с помощью данного образа можно выделить общий момент: то, под властью чего находится человек, всегда оказывает на него существенное влияние; жизнь человека под властью другого определяется и задается этими отношениями.

См. также: НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ПОЛОЖЕНИЕ ПОД НОГАМИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle