Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Низкое положение

(Low)

Человеческое воображение проявляет естественную склонность к использованию пространственной символики высокого и низкого, верха и низа для оценки реальных характеристик человеческой жизни и определения истинной значимости человека и его ценностей. Низкое положение или уничижение указывают в Библии на вполне определенное место или состояние и служат пространственной метафорой, основанной на сравнении. В крайностях высокого и низкого отражается иерархическое положение, по которому можно судить о ком-то. Размышляя о значении человека в сравнении с размерами творения, псалмопевец заявляет: «Не много Ты принизил его пред ангелами» (Пс.8:6 NIV). Здесь образ более низкого показывает в пространственных категориях надлежащее место человека в иерархии Божьего творения. Владычество и власть, данные человеку над землей, лишь немного уступают по значению власти ангелов. При помощи простого образа физического положения для иллюстрации иерархии творения псалмопевец сумел изобразить великое чудо и огромную ответственность человека как Божьего творения.

Этот образ указывает также на общественное положение. В Деяниях читаем, что Симон-волхв обладал такой харизмой, что в Самарии «ему внимали все, от низкого до высокого» (Деян.8:10 NIV). Аналогичное различие между общественными классами проводит псалмопевец, обращаясь к «низким и высоким, богатым и бедным» (Пс.48:3 NIV). Здесь критерием занимаемого положения служит, в частности, материальное благосостояние – оба оборота равнозначны, и парами располагаются два слова в середине «высокий»/«богатый» и два крайних слова «низкий»/«бедный». Занимающие низкое положение не пользуются уважением со стороны богатых и сильных. Поэтому псалмопевец говорит о себе, что он «низок и презрен» (Пс.118:141 NIV). На самом низу общественной иерархии находятся рабы, существующие только как предметы купли-продажи. Именно это имел в виду Ной, когда проклял Хама с использованием превосходной степени прилагательного: «Нижайшим из рабов [буквально “рабом рабов”] будет он у братьев своих» (Быт.9:25 NIV).

Как принадлежность к низшим общественным слоям обусловливает подчинение власти более высокопоставленных людей, так и поклон, то есть физическое принижение себя перед другим человеком, служит образом зависимости и послушания. Встретив ангела Господня на дороге, Валаам преклонил лицо до земли, выражая благоговение и подчинение (Чис.22:31). И братья Иосифа, представ перед ним во время своего второго путешествия в Египет, тоже «преклонились и поклонились» (Быт.43:28). В таких случаях поклон одного лица другому представляет собой физический образ невидимой взаимосвязи. Кланяющийся отдает себя во власть того, кто находится выше в прямом и переносном смысле.

Помимо выражения почтения и признания власти, поклон может также служить образом послушания. Так, в физическом преклонении пред Богом выражается сама суть поклонения. Закончив молитву в связи с объявлением Соломона царем, Давид сказал собравшимся: «Благословите Господа, Бога нашего», – и они ответили на это низким поклоном и падением ниц (1Пар.29:20). Другой показательный пример – встреча Авраама неподалеку от Содома с Богом в виде трёх мужей, которые говорили Я от имени Господа: «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!» (Быт.18:16). Увидев посетителей, Авраам побежал навстречу и поклонился им до земли (Быт.18:2). В этом физическом образе выразилось не только уважение, но и поклонение. Еврейское слово, переведенное здесь как «поклонился», обозначает позу при Поклонении (ср. Быт.22:5; Исх.34:14; Пс.95:9). Авраам физически принизил себя, признав, что перед ним Бог.

Таким образом, в низком поклоне выражается смирение пред Богом или каким-то менее значимым властелином и признание его превосходства и власти. Что касается тех, кто не желает смириться, Библия изобилует образами Бога, смиряющего высоких, сильных и гордых. В данном случае падение становится образом принудительного смирения под действием непреодолимой силы Бога. Исаия пишет, что Бог «ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город» (Ис.26:5). В этом стихе выражается образ уничижения, сопровождающегося разрушением, в котором город доходит до самого низкого уровня (сравнивается с землей). Иеремия, со своей стороны, провозглашает, что египетские воины «опрокинутся» рукой Бога и обратятся в бегство (Иер.46:15). Исаия тоже обещает, что «поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится» (Ис.2:11). Здесь объектом унижения служит не просто физическая сила, а греховная гордость. В каждом случае Бог применяет Свою власть, смиряя тех, кто превозносит себя. Под властью Бога находятся все: Иов размышляет о всеохватывающем характере смиряющих последствий смерти, когда «человек умирает и опускается вниз» (Иов.14:10 NIV) как в прямом, так и переносном смысле.

Итак, в библейском образе низкого или уничиженного могут отражаться онтологическое или общественное положение, подчинение, поклонение или власть Бога над человеческой силой и гордостью. Основной характерной чертой образа служит смирение, добровольное или вынужденное. В целом Библия изменяет обычный архетип на противоположный, придавая ему преимущественно положительный смысл. Частью образа становится даже библейское отношение к святости обыденного и домашнего.

См. также: ВОСХОЖДЕНИЕ, ПОДЪЕМ; ВЫСОТА; НИЖНЕЕ, БОЛЕЕ НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ПАДЕНИЕ НИЦ; РАБ, РАБСТВО; СМИРЕНИЕ; СПУСК, СХОЖДЕНИЕ, СОШЕСТВИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle