Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Падение ниц

(Lying prostrate)

Образ падения ниц выражается в Библии разными словосочетаниями: «пал на землю», «пал лицом на землю», «преклонился лицом до земли», «пал на лицо свое», «пал ниц». В некоторых из многочисленных упоминаний о простом «поклоне» тоже может подразумеваться падение ниц. В запрете кланяться идолам, например, имелось в виду, что израильтяне падали ниц перед Ваал-Фегором (Чис.25:2). То же самое относится к поклону Корнилия перед Петром (Деян.10:25–26) и к поклону Иоанна перед ангелом (Откр.19:10; 22:8–9). Но такие падения ниц запрещались только в случае неподобающего поклонения.

Обычно падали ниц в знак почтения перед авторитетными фигурами: царями (1Цар.24:9; 25:23; 2Цар.9:6; Есф.8:3), пророками (3Цар.18:7; Дан.2:46), уважаемыми родственниками (Быт.48:12; Исх.18:7; Руфь 2:10); господами (Мф.18:26, 29), военачальниками (2Цар.18:21) и друзьями (1Цар.20:41). Проявление такого почтения считалось, разумеется, особенно необходимым при поклонении Богу. Среди ветхозаветных персонажей, падавших ниц при поклонении, можно отметить Авраама, Иова, Иисуса Навина, Иезекииля и израильтян во время посвящения храма Соломона (Быт.17:3; Иов.1:20; Нав.5:14; 2Пар.7:3; Иез.2:1). В Новом Завете одержимые бесами падали ниц пред Иисусом (Мк.3:11; Лк.8:28).

Нередко падали ниц и от страха. Валаам пал на землю, увидев ангела Господня (Чис.22:31), как и Даниил во время одного из своих видений (Дан.8:17). Падение ниц при поклонении часто вызывалось страхом и трепетом пред Богом (Лев.9:23–24; Суд.13:20; 3Цар.18:39; Откр.1:17).

Другими причинами, по которым люди падали ниц, могли быть исповедание греха и мольба о прощении (Быт.50:18; 1Пар.21:16–18; Лк.5:8), обращение с просьбой, особенно к Иисусу, об исцелении (Мк.5:22; 7:25; Лк.5:12; Ин.11:32) и благодарение (Лк.17:15–16). Падение ниц не всегда бывало искренним: Авраам, упав на землю, рассмеялся (Быт.17:17), Авессалом пал перед Давидом, когда готовил против него заговор (2Цар.14:33). Решив поклоняться Господу, Нееман попросил у Елисея извинения за то, что при выполнении своих обязанностей ему придется делать вид, что он поклоняется богу своей страны. Елисей удовлетворил эту просьбу (4Цар.5:17–19).

См. также: ПОКЛОН, ПРЕКЛОНЕНИЕ, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; СТРАХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle