Нос, ноздри
(Nose, nostrils)
Упоминания о носе чаще всего не имеют значения библейского образа, а вот кольцо или крюк – действительно образы. Например, кольцо в носу служило украшением (Быт.24:22 {«серьгу»}; Ис.3:20; Иез.16:12; см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ). С другой стороны, библейский образ крюка в носу символизирует подчинение или принудительный увод. Пророки использовали этот образ для предупреждения народов о Божьем гневе и об ожидающей их судьбе (4Цар.19:28; 2Пар.33:11). В Иова 40:19–21 Бог спрашивает Иова, способен ли он поймать и укротить бегемота или левиафана (см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ), проколов им нос.
Нос как таковой занимает центральное место в четырех отрывках. В Пс.113:14 говорится, что у идолов есть нос, но они не обоняют, то есть что они не имеют жизни, в отличие от Бога. В Притч.30:33 образ носа используется для показа того, что гнев приводит к ссоре. В Иез.8:17 говорится, что израильтяне «ветви подносят к носам своим» – смысл не вполне ясен, но, возможно, имеется в виду, что, пытаясь оскорбить других, они тем самым оскорбляют самих себя. В Иез.23:25 Бог говорит Израилю, что его враги придут и отрежут ему нос и уши, изувечив пленных.
Образ ноздрей используется в Писании в четырех значениях. Жизнь ассоциируется с ноздрями: «Господь Бог... вдунул в ноздри его [Адама] дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7 NIV; см. также Быт.7:22; Иов.27:3; Ис.2:22). Дыхание жизни есть в ноздрях любого живого существа, но только у человека в ноздрях есть дыхание Бога.
Сила Бога выразилась в дуновении из Его ноздрей, когда Он разделил воды Красного моря и избавил Давида от его врагов (Исх.15:8; 2Цар.22:16; Пс.17:16; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ); а неистовство/гнев демонстрируется как дым, поднимающийся из ноздрей Бога или левиафана (2Цар.22:9; Пс.17:9; Иов.41:12).
Отвращение или презрение тоже символизируется ноздрями. В Чис. 11:20 сказано, что мясо, которое давал Бог, покажется израильтянам отвратительным – «пойдет оно из ноздрей ваших» (см. также 2Цар.10:6; 16:21; 1Пар.19:6).
См. также: ДЫХАНИЕ; ЗАПАХ, ОБОНЯНИЕ.