Запах, обоняние
(Smell, scent)
Наиважнейшим чувством в Библии показан слух (см. УХО, СЛУХ). В сравнении с ним образы обоняния и запаха встречаются реже. Тем не менее обоняние играет в Библии заметную роль, как это показывает обзор связанных с ним слов, таких как зловоние, благоухание и аромат. Запахи в Библии, как и в жизни, могут быть либо приятными, либо неприятными.
Антропоморфический Бог Ветхого Завета изображается обоняющим приятное благоухание всесожжения (около сорока мест в Ветхом Завете; Быт.8:21; Исх.29; Лев.1–3; Чис.15; 28). Смысл этого положительного образа обоняния сводится к удовлетворенности Бога надлежащим поклонением Ему и принятию жертвы как умилостивления за грех. Следует также отметить, что характерный прием осмеяния идолов выражается в демонстрации отсутствия у них обоняния (Втор.4:28; Пс.113:14).
Образы человеческих запахов представлены в Библии по-разному. Иаков использовал запах своего брата, чтобы обмануть слепого отца (Быт.27:27). Трубный звук метафорически пахнет предстоящей битвой (Иов.39:25). Спасение трех друзей Даниила из раскаленной печи было столь чудесным, что, когда они вышли, «даже запаха огня не было от них» (Дан.3:27). В Песни песней возлюбленный восхищается ароматом одежды своей невесты (Песн.4:11) и ее дыхания (Песн.7:9), и вся эта лирическая эпиталама или свадебная песнь пронизана образами благоухания (Песн.1:11; 2:13; 4:10, 16; 5:13; 7:3). В Пс.44, еще одной эпиталаме, одежда царя изображается «как смирна и алой и касия» (Пс.44:9). В двух местах (Ек.7:1; Песн.1:2) используется игра слов – доброе имя (sem) сравнивается с ароматным елеем помазания (semen).
Наибольшая группа положительных образов связывается с благоуханием в ветхозаветных богослужениях. Ароматный фимиам, использовавшийся при поклонении, (о котором в Пятикнижии упоминается более десяти раз) был «святынею... для Господа», и о человеке, сделавшем подобное для обычного употребления, сказано, что он «истребится из народа своего» (Исх.30:37–38). Благовония при священнических приношениях тоже связывались с богослужением в храме (2Пар.2:4; 13:11). Новозаветным аналогом служит миро, которым Мария помазала ноги Иисуса (Ин.11:2; 12:3–5).
Благоухание метафорически распространяется на познание Христа (2Кор.2:14), на тех, кто следует за Христом и провозглашает Его (2Кор.2:14–16), на жертву Христа за тех, кто верует в Него (Еф.5:2), и на дары верующих миссионеру (Флп.4:18). В развернутой аналогии Павла, в которой различные дары в церкви сравниваются с различными частями человеческого тела, Павел задается вопросом, в чем смысл обоняния, если все тело слышит (1Кор.12:17).
Есть и неприятные запахи. Две из десяти казней сопровождались ужасным зловонием (Исх.7:18, 21; 8:14). После битвы трупы неизбежно смердят (Ис.34:3; Иоил.2:20; Ам.4:10). В более общем плане смердит тело человека после смерти (Ин.11:39; 2Кор.2:16). Согласно известному изречению, «мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть» (Ек.10:1). Дурными запахами может сопровождаться и Божий суд, как это видно из Его предупреждения, что «будет вместо благовония зловоние» (Ис.3:23).
См. также: АРОМАТ, БЛАГОВОНИЕ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; НОС, НОЗДРИ; ФИМИАМ, КАЖДЕНИЕ ФИМИАМА.