Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Аромат, благовоние

(Perfume)

Со страниц Писания изливается благоухание не модных духов и туалетной воды, а мирта, ладана и ониха, возбуждая обоняние читателей соблазнительными запахами. В число ароматов, упомянутых в Библии, входят стакт, мята, халван, тмин, нард, шафран, алоэ, киперы, аир и корица. Комбинации этих ароматических веществ с другими ингредиентами составляли то, что библейские авторы называют благовониями, мастями, фимиамом, бальзамом, бальзамирующими материалами и елеем помазания.

Библейские авторы от Бытия до Откровения упоминают о благовониях по многим причинам, используя ароматические образы в поэтических, исторических, повествовательных и пророческих местах. Запахи, будь то однородные или смешанные, появляются в разных контекстах: обмен («отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов» [Быт.43:11]); торговля («вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет» [Быт.37:25]); романтические отношения (речь Соломона о предмете своей любви сопровождается изобилием запахов: «Нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами» [Песн.4:14]); религиозные обряды (о жертвеннике курения и елее помазания: «На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро» [Исх.30:7], а также: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят» [Исх.30:23]); поэтические сравнения («Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим» [Притч.27:9]); поклонение («и падши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» [Мф.2:11]) и погребение («возвратившись же [к гробу Иисуса] приготовили благовония и масти» [Лк.23:56]).

От первой книги до последней, от рождения Иисуса до Его смерти благовония повышают выразительность библейских рассказов и связываются с богатством. Помимо использования в качестве благовоний, некоторые из этих веществ применялись как косметические (Руф.3:3) и лечебные (Иер.8:22) средства.

См. также: ЕЛЕЙ, МАСЛО; ЗАПАХ, ОБОНЯНИЕ; МАЗЬ, МАСТЬ, МИРО; ПОМАЗАНИЕ; ФИМИАМ, КАЖДЕНИЕ ФИМИАМА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle