Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Мазь, масть, миро

(Ointment)

Различные слова, связанные в Библии с ароматическими веществами, можно переводить либо как «благовоние», либо как «мазь». Мази представляли собой достаточно густые настойки или бальзамы, защищавшие кожу в суровом климате и при этом издававшие приятный запах. Их происхождение было либо животным, либо растительным. Одна из мазей, использовавшихся в Палестине, изготовлялась из моллюска, живущего в Красном море. Различное растительное сырье для приготовления благовоний и мазей в основном привозилось в Палестину из других стран и включало в себя многочисленные пряности, кору деревьев, лепестки цветов, семена, корни, фрукты и смолу некоторых деревьев (Быт.37:25; Ис.60:6; Иер.6:20). Мазью могло быть обычное оливковое масло или более дорогое мирровое или бальзамное.

В Древнем мире некоторые мази были исключительно редкими и дорогими. Мудрец относился к мази как к ценности (Ек.7:1). Мази могли входить в сокровищницу царя (4Цар.20:13; Песн.3:6–7). Пророк описывал самодовольных и богатых израильтян как людей, которые могут позволить себе наилучшие масти (Ам.6:6). Не удивительно, что ученики Иисуса выразили недовольство «тратой» дорогого мира, когда женщина возлила его на голову Иисуса. Его можно было продать и использовать с большей пользой на нужды нищих (Мф.26:9; Мк.14:4). Фактически нард (по всей видимости, мазь из Непала) в алавастровом сосуде Марии стоил триста динариев, то есть около годового заработка (Ин.11:2; 12:5; ср. Мк.14:5). Мазь (или елей) входит в число ценных товаров, которыми торгуют купцы (Откр.18:13).

В Библии показано несколько применений мазей или благовоний. Упоминание о мире в апокрифической Книге Иудифи служит примером использования в повседневной жизни: омыв тело, женщина умастила себя (или свое лицо) драгоценным миром, украсила волосы и надела роскошную одежду (Иудифь 10:3; 16:7–8; ср. Руфь 3:3; 2Цар.12:20). Мази использовались как обычные ароматические или косметические средства (Песн.1:2; 3:6; 7:14; Мф.6:17). Мази применялись при бальзамировании, в том числе для удаления запаха смерти (2Пар.16:14; см. ПОГРЕБЕНИЕ, ПОХОРОНЫ). После казни и погребения Иисуса в пятницу женщины провели следующий день в подготовке специй и благовоний, чтобы закончить работу рано утром в воскресенье (Лк.23:56).

Важное религиозное значение в Израиле имело помазание. Особым способом приготовленный и приправленный пряностями елей считался святым елеем помазания для обрядового помазания «скинии собрания» (Исх.30:23–27; Чис. 7:1) и священников (Исх.29:7; 30:30–33; 40:15). Помазывались также другие предметы и люди (напр., Исх.25:6; 28:41; 29:21, 36; 40:10; Ис.45:1). Помазание головы означало, что этот человек отделен Богу для особого служения (Исх.29:7; Лев. 8:12; Чис. 3:3; Пс.104:15). В ранней церкви Павел верил, что всех христиан помазывает Бог (2Кор.1:21–22; ср. 1Ин. 2:27), то есть что все верующие отделяются для выполнения особых Божьих целей.

Помазание елеем придавало торжественный характер возведению на престол израильских царей (Суд.9:15 {«поставляете» = помазаете}; 1Цар.10:1; 15:1; 2Цар.2:4; 3Цар.1:39; 4Цар.9:3, 6). Помазание царя основывалось на Божьем выборе: он становился помазанным Господом (1Цар.15:17; 16:6). При помазании елеем Давида на нем почил Дух Господень (1Цар.16:13). Представление о «помазанном Господом» заложило фундамент концепции «Помазанника», то есть Мессии (евр.) или Христа (греч.). В некоторых текстах явно просматривается взаимозаменяемость понятий собственно династии Давида и «помазанника» Господа (напр., Пс 2:2; 44:7–8 [Евр. 1:9]; 83:10; 88:21; ср. Пс.88:28–30). Иисус применяет к Себе текст Ис.61:1, когда заявляет, что Он есть Тот, Кого помазал Бог (Лк.4:18). Таким образом, ранняя церковь называла Иисуса «помазанным» (Деян.4:27): помазанным не елеем, а Духом Святым и Его силой (Деян.10:38).

У Луки записан эпизод с женщиной из города, которая была грешницей. Ее понимание прощения грехов Иисусом привело к впечатляющему проявлению любви (Лк.7:37–46). На виду у других гостей и хозяина она целовала ноги Иисуса и мазала их миром. Позднее, комментируя ее поступок, Иисус противопоставил нежелание хозяина смазать Ему голову обычным маслом помазанию женщиной Его ног. Символическим помазанием она продемонстрировала свою любовь к Иисусу.

В ранней церкви помазание елеем сопровождало молитву об исцелении (Иак.5:14). В Древнем мире елей считался в определенной степени лечебным средством (ср. Ис.1:6), но у Иакова он, скорее, играет обрядовую или символическую роль обращения к Божьей силе для исцеления. Такое символическое использование елея для исцеления показано в нескольких эпизодах евангелий (напр., Мк.6:13). Иисус смешал слюну с землей, чтобы получилась своего рода лечебная мазь, которой Он помазал слепому глаза для исцеления (Ин.9:6, 11). Особенно выразительным выглядит образ мази, которую воскресший Иисус предложил духовно слепым лаодикийцам, поскольку этот город славился своими глазными мазями (Откр.3:18). Символическое использование помазания в Новом Завете ясно указывает на присутствие и силу Святого Духа, как это с очевидностью следует из Деян.10:38.

См. также: ЕЛЕЙ, МАСЛО; ПОМАЗАНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle