Малое, мелкое
(Small)
Слово мелкий имеет большую эмоциональную окраску, чем маленький. Обвинение человека в малодушии выглядит оскорбительным, но в нем нет такой экспрессивности, как в выражениях «мелкие делишки», «мелкий ум». «Мелкий воришка» звучит презрительнее, чем «маленький воришка» – во втором случае прилагательное может относиться просто к возрасту или росту.
В Библии слово маленький и связанные с ним понятия, такие как «малый» и «наименьший», тоже имеют множество значений и эмоциональных оттенков. В них выражается мысль о небольших размерах, но часто с изменением или искажением обычного смысла. «Небольшой» может относиться к определению величины чего-либо, например роста, или к ценности. Образ используется по-разному, нередко с впечатляющим эффектом, как в случаях, когда Господь говорит о крохотном горчичном зерне и его последующем росте (Мф.13:31–32) или указывает на важное значение лепты вдовы (Лк.21:2–3). В образе может также выражаться иронический контраст, когда, например, несколькими хлебами и маленькими рыбками было накормлено пять тысяч человек (Ин.6:9 – урок веры, как и горчичное зерно), когда тысяча произойдет от одного человека (Ис.60:22; ср. также Ис.29:5) и когда отрок Давид, слишком молодой для роли воина, поражает гиганта Голиафа (1Цар.17). Такая же ирония выражается в нарисованной Иаковом картине управления большими кораблями с помощью небольшого руля – незабываемый образ языка (Иак.3:4–5).
На развитие событий большое влияние может оказывать рост человека, и это отражается в библейских рассказах. Наиболее показательными примерами служат Саул и Голиаф (оба полагались больше на свою силу, чем на живого Бога, в отличие от относительно невысокого Давида). Есть и забавный эпизод с Закхеем, которому из-за невысокого роста пришлось влезть на дерево, чтобы увидеть Иисуса (Лк.19). В древности биографов не столь заботил внешний облик человека, как сейчас, и о росте упоминалось только в том случае, если он играл важную роль в делах человека. Поэтому нам известно лишь, что Иисус не был ни очень высокого, ни слишком низкого роста, так как упоминаний об этом нет.
Во многих случаях в Библии эпитет малый употребляется в противоположность большому, когда речь идет о звании, общественном положении и, возможно, росте. Распространенным выражением служит «от большого до малого» (напр., Есф.1:5; Иов.3:19; Иона 3:5; Откр.11:18). Для выделения конкретного человека иногда используются определения, связанные с величиной, как в случае с «Иаковом меньшим» (Мк.15:40), где определение относится, по-видимому, к возрасту. Малый может связываться с детьми и молодыми людьми (Мф.18:6, 10, 14; Мк.9:42). В обращении к взрослым людям как к малым детям может выражаться нежность, как в послании Иоанна (1Ин.2:1, 12; см. ПОСЛАНИЯ ИОАННА), где он тем самым ненавязчиво утверждает свой апостольский авторитет. В образе малого находит яркое выражение целый ряд значений: презренный, внешне неприметный, относительно слабый, незначительный. Но во всех этих значениях присутствует иронический оттенок, поскольку с библейской точки зрения субъект на самом деле обладает большой и непреходящей важностью. Так, мы видим важнейший образ малого остатка (Езд.9:8; Иер.23:3; Рим.11:1–6). Есть маленькие селения и народы, к которым следует относиться с новой точки зрения, такие как Вифлеем, Назарет и небольшой народ, состоящий из ветхозаветных Божьих людей (Мф.2:6; Ин.1:46; Ам.7:2). В Пс.118:141 говорится о малом и презренном, но сохраняющем верность Богу человеке. Апостол Павел видел себя наименьшим из Божьих людей (Еф.3:8). Павел указывал на символическое значение положения малого и наименьшего – влияние, которое оказывает малый и презренный, свидетельствует о даре Божьей благодати и о проявлении Его милостивой заботы в истории.
См. также: БОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ, ВЕЛИЧИЕ; ВОЗРАСТАНИЕ, ПРЕУМНОЖЕНИЕ; ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО; ДРОЖЖИ, ЗАКВАСКА; ОДИН, ЕДИНИЧНОСТЬ, ЕДИНСТВО; ОСТАТОК; СЕМЯ.