Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Послания Иоанна

(John, letters of)

В своих посланиях Иоанн ставит целью укрепить веру подлинных верующих и показать в истинном свете их врагов. Для достижения этой цели он рассматривает три главные темы с использованием ярких и выразительных образов, частично встречающихся в четвертом Евангелии:

1) свидетельство о воплощении Иисуса,

2) резкий контраст на фоне святости Бога?

3) отличительные черты истинной веры.

При этом Иоанн обращается к читателям с выражением любви.

Свидетельство. Иоанн использует яркие образы Свидетельства (martyred, 1Ин. 4:14), имеющего решающее значение для установления реальности земной жизни Иисуса, которую некоторые из отпавших от общины отрицали (1Ин.2:19, 22–23). Для доказательства жизни и служения Иисуса он приводит свое личное свидетельство и непосредственное знание, ссылаясь на основные органы чувств – слух (см. УХО, СЛУХ), зрение (см. ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ) и осязание. Кроме того, первые два глагола в 1Ин.1:1 стоят в форме перфекта, дабы показать как реальность земной жизни Иисуса в прошлом, так и ее значение в настоящем. Для усиления литературного эффекта приводятся два греческих слова, означающие «видеть» (horad; theaomai). Тема свидетельства подкрепляется использованием образов воды и крови (1Ин.5:6). Большинство истолкователей связывают «воду» с крещением Иисуса, а «кровь» с Его распятием. В сочетании со свидетельством Духа (1Ин.5:8) эти образы опровергают аргументы оппонентов, отрицавших или принижавших значение названных исторических реальностей. Образы свидетельства в таком контексте (1Ин.5:7–12) напоминали, по-видимому, читателям Иоанна правовые категории и необходимость, по крайней мере, двух свидетелей для установления обоснованности того или иного заявления (см. ПРАВОВЫЕ ОБРАЗЫ).

Контрасты на фоне Божьей святости. Некоторые мысли выражаются в форме резкого противопоставления чего-либо истине Божьей святости. Яркий пример использования этого приема Иоанном мы видим в 1Ин.1:5: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Образы света и тьмы сопровождаются множеством сопутствующих значений (1Ин.1:1–18). Свет подчеркивает среди прочего Божью славу, Его непревзойденное нравственное совершенство, отделенность от творения и абсолютную надежность и праведность. Он также способствует самораскрытию Бога и высшее выражение находит в Сыне, через Которого истина открылась роду человеческому. По самой своей природе свет выявляет истинную суть вещей и обычно ведет к суду. В любом случае появление света приводит к непримиримым противоречиям и непреодолимым конфликтам. Тьма символизирует прямо противоположное: нравственное зло, неправедность, фальшь, заблуждение, сознательное невежество, обман и самообман. Использованием этих метафор Иоанн доказывает невозможность занятия нейтральной позиции. Эта мысль выражается как в непосредственно связанном с ней контексте (1Ин.1:5–2:11), так и в остальных частях посланий Иоанна с помощью сопутствующих образов.

Например, метафорой хождения применительно к образу жизни Иоанн показывает явную несовместимость утверждений об общении с Богом с жизнью во грехе (1Ин.1:6–7). Для этого он противопоставляет слова «ходим во тьме» (1Ин.1:6) словам «ходим во свете» (1Ин.1:7). «Ходить во свете» значит вести себя в соответствии с образом Бога и раскрытой истиной; «ходить во тьме» значит жить в царстве противоположных понятий. Аналогичным образом Иоанн демонстрирует явную несовместимость утверждения человека о пребывании во свете с ненавистью этого человека к своему брату (1Ин.2:9–11).

Для выражения мысли о постоянстве какого-то состояния, сферы деятельности или человека Иоанн часто прибегает к еще одному сопутствующему образу – пребывания. Так, в 1Ин. 2:10 читаем: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете». В другом месте он увещевает: «Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1Ин.2:24).

Еще один пример – противопоставление любви к миру любви к Отцу (1Ин.2:15–17). Образ мира (kosmos) часто встречается в посланиях Иоанна и относится обычно к нечестивой системе, находящейся под полным владычеством сатаны, держащей под своим игом подавляющее большинство людей (1Ин.5:19) и враждебно относящейся к Богу и к христианам (1Ин.3:13).

С образом мира тесно связано увещевание Иоанна хранить себя от идолов (1Ин.5:21). Это высказывание напоминает ветхозаветные образы неверности Богу. В нем выражается озабоченность Иоанна, чтобы его читатели оставались верными Богу и не отходили от веры, принимая широко распространенные лжеучения. Именно в этом смысле нам, вероятно, следует понимать выражение «грех к смерти» (1Ин.5:16–17).

Для подтверждения разделения рода человеческого на два диаметрально противоположных лагеря Иоанн пользуется различными описательными образами и выражениями. Принадлежащие Богу называются «детьми Божиими» (1Ин.3:1, 10; 5:2). В других местах они характеризуются как «рожденные от Бога» (1Ин.3:9) или просто «от Бога» (1Ин.3:10; 5:19). Противостоящие Богу называются «детьми диавола» (1Ин.3:10) или «от диавола» (1Ин.3:8). Они характеризуются также как «лжепророки» (1Ин.4:1) и «обольстители» (2Ин.1:7). Кроме того, появление многих «антихристов» служит верным знамением наступления «последнего часа» (1Ин.2:18 {«последнее время»}), то есть периода, когда сопротивление Христу и Его последователям достигнет наивысшей точки. Но в образе часа подразумевается непродолжительный период. В 1 Иоанна разделительная линия между этими противостоящими группами проходит через их представление о Христе и соотносится с проявлением праведности и христианской любви.

Отличительные черты истинной веры. Наконец, показаны отличительные черты истинной христианской веры. Подлинная вера отличается определенными характерными чертами, в том числе любовью к Богу и к братьям (1Ин.3:14; 4:20), верой в Иисуса (1Ин.4:2) и пребыванием Духа (1Ин.3:24; 4:13). Во-первых, автор регулярно пользуется семейными образами для выражения мысли, что верующий любит Бога (своего Отца) и братьев-христиан (своих родственников). Ключевую роль в этом отношении играет 1Ин.5:1: «Всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него». Выражению этой истины способствует часто повторяющееся слово брат (adelphos), которое автор распространяет на оба пола. По сути слова «госпожа» и «сестра» во 2 Иоанна (2Ин.1:13) соответственно выполняют ту же самую функцию и служат метафорическим обозначением двух местных церквей. По мысли Иоанна, связь человека с членом семьи служит надежным мерилом подлинной веры. Более того, ненавидящий брата назван «человекоубийцей», не имеющим жизни вечной (1Ин.3:15).

Еще один признак подлинной веры – вера в Сына (1Ин.5:1, 13), названного «Словом жизни» (1Ин.1:1), «жизнью» (1Ин.1:2) и «вечной жизнью» (1Ин.1:2). Отвергающие Иисуса названы лжецами (1Ин.2:22).

В-третьих, Иоанн пишет, что в истинных верующих пребывает Дух (1Ин.3:24; 4:13). Для выражения смысла Его служения используются два образа: помазание (образ, богатый связанными с Ветхим Заветом сопутствующими значениями) позволяет верующим познать истину (1Ин.2:20); семя (1Ин.3:9) дает им силу преодолевать грех и обеспечивает им подобие Отцу в качестве Его потомства (1Ин.3:1–2).

Называя себя во 2 и 3 Посланиях «старцем», то есть используя образ, в котором подразумевается мысль не только о преклонном возрасте, но и о духовной зрелости и проявлении заботы, Иоанн часто обращается к читателям с выражением любви. Например, он называет их «детьми» (tekna в 1Ин. 2:1 и 3Ин. 1:4; paidia в 1Ин. 2:18) и «возлюбленными» (1Ин.2:7; 3Ин. 1:1–2, 5). Во 2Ин.1:1 Иоанн обращается к читателям как к «избранной госпоже и детям ее».

См. также: ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ; ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА; МИР (II) – ВСЕЛЕННАЯ; РЕБЕНОК, ДЕТИ; СВЕТ; СВИДЕТЕЛЬ; ТЬМА, МРАК; УХО, СЛУХ.

Библиография:

G. Burge, The Letters of John (Grand Rapids: Zondervan, 1996);

I. H. Marshall, The Epistles of John (Grand Rapids: Eerdmans, 1978);

R.Schnackenburg, The Johannine Epistles (New York: Crossroad, 1992);

J. Stott, The Epistles of John (Leicester, UK: Inter-Varsity, 1983).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle