Послания к коринфянам
(Corinthians, letters to the)
В 1 и 2 Посланиях к коринфянам Павел преследовал прежде всего цель преодоления разногласий, и богословское выражение эта тема нашла во 2Кор.5:16–21. В 1Коринфянам показано, что коринфских верующих разделяли несогласие в вопросе о статусе отдельных групп и людей и тяжбы между ними, а также разное понимание брака, питания, идолопоклонства, вечери Господней и духовных даров. Во 2Коринфянам речь идет уже о разногласиях между Павлом и членами коринфских общин. В обоих посланиях смысловая нагрузка образов заключается в противодействии разобщенности и в отстаивании необходимости единства и порядка для преодоления раскола.
Как в римской, так и в иудейской культуре человеческое тело служило символическим выражением общественной группы, поэтому нет ничего удивительного, что наиболее яркие образы единства связаны у Павла с человеческим телом (1Кор.12:12–31). Это развернутое сравнение общины с телом (прямо выраженное в 1Кор.12:27–28) приведено Павлом для обоснования его утверждения, что различные духовные дары исходят от одного и того же Духа (1Кор.12:11). Но, поскольку у древних средиземноморских народов одни части тела (голова, глаза и т. д.) считались более благородными, чем другие (см. Юлий Поллукс, Onomastikon 2. 36), использование образа тела для выражения идеи единства было связано с опасностью лишь подтвердить законность существовавшего различия в положении на основании обладания харизматическими дарами. Осознание Павлом этой опасности явствует из того, что он достаточно искусственно пытается опровергнуть общепринятое представление о низком статусе некоторых телесных органов (1Кор.12:24–25).
Но самый распространенный образ на протяжении обоих посланий – образ созидания, особенно построения дома. Основанием для этого образа служило понимание семьи как базовой ячейки обращенных (1Кор.1:16; 16:15) и распределение общины по домашним церквам (1Кор.16:19). В этом образе выражалось чувство единения вокруг конкретного архитектурного сооружения, а также сплоченности и исключительности, характерных для семьи как наиболее сильной общественной единицы в средиземноморском мире той эпохи, связанной чувством корпоративной принадлежности. Греческие существительное и глагол (oikodomo и oikodomeo), использованные для выражения этого понятия, переведены в Вульгате как aedificatio и aedificare, что привело к «edification» {«назидание, наставление»} в английских переводах; однако такой семантический сдвиг не должен затемнять изначального смысла этих слов у Павла.
Тему созидания Павел открывает для подкрепления своей критики фракционности, когда одни смотрели на него, а другие на Аполлоса: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение [oikodote]» (1Кор.3:9). Аполлос строил на Основании, положенном Павлом, и каждый получит награду в зависимости от использования основания и характера построенного (epoikodomed; 1Кор.3:10, 12, 14).
В дальнейшем, при обсуждении в двух местах вопроса об употреблении идоложертвенного мяса, Павел подчеркивает значение созидания (oikodomeo), противопоставляя его надменности от полученных знаний (1Кор.8:1) или вседозволенности (1Кор.10:23). Необходимость построения общины вновь выходит на первый план в стремлении Павла упорядочить харизматические проявления, потенциально ведущие к расколу, для создания коринфской церкви, и с этой целью он употребляет как именную (oikodome 1Кор.14:3, 5, 12, 26), так и глагольную (oikodomeo; 1Кор.14:4, 17) формы. Он подчеркивает приоритет рациональных духовных даров в противоположность иррациональной глоссолалии, ибо первые созидают церковь (ekklesia), а вторая замыкает человека на себя (1Кор.14:4–5). Свою позицию Павел резюмирует следующим образом: «Все сие да будет к назиданию [созиданию общины]» (1Кор.14:26).
Тем же образом Павел пользуется и во 2Коринфянам, где связывает его с основной темой своего нового послания, заявляя в двух ключевых местах – в начале и в конце развернутой защиты своего служения (2Кор.10:8; 13:10), – что он получил власть от Господа для их созидания (oikodote), а не расстройства, и что именно в этом заключается его цель (2Кор.12:19).
Иную сторону образа дома мы видим во 2Кор.5:1–10, где Павел связывает его с образом тела при изложении своих взглядов на воскресение и конечный суд. Тело, или земной дом (oikia), он противопоставляет Божьему жилищу (oikodome), вечному дому (oikia), созданному не руками человека и ожидающему нас на небе. Хотя акцент здесь делается, в первую очередь, на личности, а не на общине, тесная взаимосвязь в глазах Павла между этими двумя наглядными образами объясняет, почему он использовал их в качестве основных метафор для убеждения верующих в необходимости единства.
Дальнейшее развитие эта символика получает у Павла в напоминании читателям, что они, по сути, являются местом, где живет (oikei) Дух Божий, Его храмом (naus; 1Кор.3:16–17; 2Кор.6:16). В примере из 2Коринфянам в этом образе подчеркивается исключительная природа христианской общины в мире неверующих, причем на более высоком богословском уровне по сравнению с простой домашней (oikos) близостью.
С образом дома связано использование Павлом слов «брат» (adelphos) или «сестра» (adelphe) применительно к верующим около сорока раз в 1Коринфянам и двадцати раз во 2Коринфянам. Образ братства Павел считал очень важным в изображении сплоченности и отличительных черт христианских общин.
Во 2 Коринфянам центральное место занимает образ «смиренного служителя», diakonos (2Кор.3:3, 6, 8, 9; 4:1; 5:18; 6:3–4; 8:4, 19, 20; 9:1, 12–13, 11:8, 15, 23), выполняющего роль как бы посредника между небесными покровителями и земными потребителями благодеяний и, в то же время, связанного с представлением о домашнем хозяйстве, поскольку прямое значение слова diakonos – прислуживающий за столом.
Тем не менее Павел не рассматривает себя просто братом или служителем, ибо отстаивает также свои властные полномочия отца, наподобие pater familias в римской социальной системе, которые он получил в Коринфе (Joubert). Поэтому он обращается к читателям как к рожденным им во Христе Иисусе (1Кор.4:15), «возлюбленным детям» (1Кор.4:14; так же он называет Тимофея в 1Кор.4:17) или просто «детям» (2Кор.6:13), которым он оставляет наследство (2Кор.12:14). Важный аспект этого метафорического patria potestasi заключается в том, что члены коринфской церкви должны проявлять послушание по отношению к Павлу (2Кор.2:9; 10:6), вплоть до подчинения его решению об отлучении согрешившего члена общины (1Кор.5:1–5).
Во 2Коринфянам наиболее выразительный пример использования символики для преодоления разногласий между Павлом и его читателями мы видим во 2Кор.3:3–4:6, где опять-таки находит выражение средиземноморское представление о корпоративной чести. Для доказательства обоснованности своих утверждений, что он не искажает слово Божье, как это делают другие (2Кор.2:17), Павел заявляет, что Божье присутствие исходит, как свет, от Христа (образа [eikon] Бога) для благовествования и благодаря смиренному служению (diakonia) Павла доходит до верующих, в которых этот свет раскрывается ярче, чем в Моисее у Синая.
Наконец, свою власть Павел утверждает образами, связанными с военной тематикой (2Кор.6:7; 10:3–5) и даже с областью спорта (1Кор.9:24–27). С другой стороны, он использует образы, подчеркивающие его смиренность, например, сравнивает себя с человеком, идущим в хвосте торжественного шествия Христа (2Кор.2:14 {«дает торжествовать» = победоносно ведет}), или с глиняным сосудом (2Кор.4:7). Такие наглядные образы, безусловно, помогали слушателям того времени (которых было гораздо больше, чем читателей) уловить суть – сам апостол заявлял о своей решимости «быть у вас не знающим [eidenai] ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:2).
См. также: ДОМ; СЕМЬЯ; СЛУГА, РАБ, СЛУЖИТЕЛЬ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО.
Библиография:
S.J. Joubert, «Managing the Household: Paul as Paterfamilias of the Christian Household Group in Corinth: I/Modelling Early Christianity: Social-Scientific Studies of the New Testament in Its Context, ed. P.F. Esler (London and New York: Routledge, 1995) 213–223;
B.J.Malina, The New Testament World: Insights from Cultural Anthropology (Rev. ed., Louisville, KY: Westminster John Knox, 1993);
S.Pogoloff, Logos and Sophia: The Rhetorical Situation of 1Corinthians (SBLDS 134; Atlanta: Scholar Press, 1992);
B. Witherington III, Conflict and Community in Corinth: A Socio Rhetorical Commentary on 1 and 2Corinthians (Grand Rapids: Eerdmans, 1995).