Полночь
(Midnight)
Полночь наступает поздно ночью, или в середине ночи, как подразумевается в самом названии. В это время при нормальных обстоятельствах люди спят. В обычном и привычном смысле это слово означает время тишины и покоя. Однако в Библии такое значение слова полночь не раскрывается. В Библии происходящие в полночь события дают нам новое понимание полуночи как времени посвящения или неожиданных дел.
Время преданного посвящения. В полуночном времени выражаются образы спокойной, неослабной преданности. Свою ревность по Богу и Его закону псалмопевец выказывает полуночным славословием (Пс.118:62). По сути он «вспоминает [о Боге]» во все ночные стражи (Пс.62:7; 118:148). Нарушая свой покой (по-видимому, чтобы вернуться к нему позже), псалмопевец демонстрирует непреклонную преданность.
С другой стороны, Иисус показывает человека, лишенного какой бы то ни было преданности своему соседу. Когда к этому человеку в полночь пришел сосед с просьбой дать ему хлеба, чтобы накормить гостя, этот человек не захотел оторваться ото сна и помочь ему (Лк.11:5–8).
В полночь выполняются только самые настоятельные желания. Намереваясь покинуть Троаду на следующий день, Павел беседовал с членами церкви до полуночи, заботясь об их христианском росте (Деян.20:7). Самые важные для нас дела совершаются даже в середине ночи.
Время неожиданных событий. Образ полуночи связывается с происходящими в это время внезапными событиями. Бог нарушил сон египтян, когда в полночь их поразила десятая казнь (Исх.11:4; 12:29). Это бывает и временем неожиданных нападений. В полночь Самсон вырвал ворота Газы, расстроив тем самым планы жителей этого города, которые хотели убить Самсона утром (Суд.16:3).
Вооз обнаружил Руфь у своих ног «в полночь» (Руф.3:8; см. КНИГА РУФЬ ). В ходе известной демонстрации мудрости Соломона, когда на одного ребенка претендовали две матери, настоящая мать пожаловалась, что ее живой ребенок был подменен мертвым «в полночь» (3Цар.3:20 NIV). Молодой друг Иова Елиуй, говоря о непредвзятом отношении Бога ко всем людям, заметил, что все умирают без предупреждения, «внезапно, среди ночи» (Иов.34:20). Когда Павел и Сила около полуночи воспевали Бога в филиппийской темнице, внезапно произошло землетрясение, открывшее все двери (Деян.16:25–26), а для темничного стража еще одной неожиданностью стало то, что узники не убежали, и он в ту же ночь крестился «сам и все домашние его». В еще один напряженный момент на корабле, направлявшемся в Рим и потерявшемся в буре, стражники Павла около полуночи догадались, что приближаются к земле (Деян.27:27). Такие эпизоды, случающиеся около полуночи, привносят элемент неопределенности и надежды, который могут до конца прочувствовать только бодрствующие в тот момент.
Полночь – это также время неожиданного появления жениха в притче о десяти девах (Мф.25:1–13). Пять из десяти дев взяли достаточно масла, чтобы их светильники могли гореть до поздней ночи, остальные же этого не сделали и оказались неготовыми. Смысл притчи заключается в предупреждении последователей Иисуса, что грядущий день пришествия Иисуса может наступить неожиданно, поэтому им надо быть готовыми постоянно. И действительно, в учении о Своем возвращении в Мк.13 Иисус предупреждает, что Он может прийти в любое время, даже в полночь (Мк.13:35). Свое учение Он завершает заповедью последователям «бодрствовать».
Коротко говоря, полночь служит обозначением глубин ночи, времени сна, мира и покоя. Посвящение проявляется, когда человек сознательно просыпается в полночь, тогда как события, нарушающие ночной покой, бывают обычно неожиданными. Когда же полуночное событие, например, возвращение Христа, предвидится, верующие призываются к постоянной готовности.
См. также: НОЧЬ.