Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Слабая сторона

(Underdog)

Архетипический триумф слабой стороны или же стороны, которая только на первый взгляд кажется слабейшей, – любимая тема человечества, возможно, по причине ложного представления большинства людей о том, что они менее талантливы, чем великие представители общества, а также из-за некоторой зависти к сильным и талантливым «героям». Истории о триумфе неудачников и слабых людей характерны для мотивов с неожиданным поворотом сюжета, сменой низшего положения на высшее и (иногда) историй об идеальной справедливости (когда эти истории основываются на предпосылке, что слабая сторона действительно заслуживает победы).

Так как в Библии часто возникают ситуации, для которых характерны изменение положения людей и изменение духовных ориентиров, неудивительно, что в ней есть истории о слабых людях. Обычно эти люди – ярчайшие примеры действия Божьей благодати. Основной пример здесь – народ Израиля, изначально малочисленный и слабый. Бог объясняет израильтянам: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов» (Втор.7:7). Представляется, что Бог избирает тех, от кого можно ожидать успеха, только в самую последнюю очередь. Миссия израильтян, когда они вступают в землю обетованную, – это миссия неудачника: им предстоит «овладеть народами, которые больше и сильнее... городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым» (Втор.9:1–2). В Книге Иисуса Навина мы читаем, что хананейская армия была «многочисленным народом, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц было весьма много» (Нав.11:4).

Помимо избрания народа, бывшего слабее других, Бог и вождей для этого народа избирает из наиболее обездоленных и малоталантливых людей. Моисей, величайший из еврейских вождей, не умел хорошо говорить и был плохим оратором; Гедеон был младшим членом самой незначительной семьи из колена Манассии, самого малочисленного в Израиле (Суд.6:15); Иеффай был изгоем в своей семье, лишенным наследства как незаконнорожденный; Девора, одна из судей Израиля, была женщиной. Таким образом, Бог наделил многих слабых людей Своей силой, чтобы они стали судьями и вождями Израиля.

Величайшая из библейских историй о слабом человеке – история Давида и Голиафа (1Цар.17). До сих пор мы метафорически называем слабых детей «маленькими Давидами». Голиаф же был архитипический «герой» – ростом в шесть локтей и пядь (ок. 3 м), одетый в броню весом «в пять тысяч сиклей» (56 кг) меди, с железным копьем весом в шестьсот сиклей (7 кг), – а рядом с ним шли оруженосцы. Все израильтяне «очень испугались и ужаснулись» (1Цар.17:11), кроме юного паренька. Давид был младшим сыном в семье, но он жил в страхе Божьем и верил в Божье обещание защищать верующих. Вооруженный одной пращой, слабый с виду мальчик нанес поражение мощнейшему воину, с которым никто в армии не осмеливался сразиться, снова показав, что Бог поддерживает Израиль, обездоленный народ, одной Своей благодатью и могуществом.

В Новом Завете Бог утверждает, что спасенные Им люди ничуть не удачливее и не могущественнее, чем были израильтяне эпохи завоевания земли обетованной по сравнению с другими, сильными и многочисленными народами. Сам Иисус общался с неудачниками и слабыми, падшими людьми – мытарями, блудницами и бедняками – больше, чем с людьми богатыми и процветающими. Апостол Павел рисует похожую картину, изображающую верующих ранней церкви:

Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Кор.1:26–29).

Таков новозаветный эквивалент слабого ветхозаветного израильского народа.

Ряд образов слабых людей связан с ветхозаветным мотивом, в котором младший потомок или наследник занимает место старшего. Исходя из древних представлений о первенстве и первородстве, младшие дети имели меньше прав и им полагалась меньшая доля наследства, но в конце концов они оказывались выше своих старших братьев. Сюда относится Авель, который оказался больше угоден Богу, чем Каин; Исаак, одерживающий верх над Измаилом; Иаков, побеждающий Исава; Рахиль, которую избрали прежде Лии; Иосиф, который возвышается над старшими братьями; а также Моисей, который становится вождем народа, хотя он и моложе Аарона.

См. также: ИДЕАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; НЕОЖИДАННЫЕ СОБЫТИЯ; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ; СЛАБОСТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle