Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Неожиданные события

(Surprise, stories of)

Неожиданность – распространенная составляющая историй. Сама жизнь полна неожиданностей, хороших и плохих, но отчасти их присутствие и значение в рассказах является литературным приемом. То, что читатель знаком с этим приемом, не умаляет влияния на него разных неожиданных моментов в повествовании. Напротив, это влияние лишь усиливается, когда мы чувствуем, что впереди ждет нечто неожиданное. Мы реагируем тогда не на сам элемент новизны, а на «удивительность», свойственную событию.

Часто неожиданными бывают встречи. Съев запретный плод, Адам и Ева делают вид, что внезапно встретили Бога, Который, как обычно, прогуливался в саду (Быт.3:8). Среди героев, неожиданно встречающихся с Богом, можно назвать Агарь (Быт.16:13), Иакова (Быт.28:10–17; 32:22–30), Моисея (Исх.3), Гедеона (Суд.6), родителей Самсона (Суд.13), Илию (3Цар.19:9–18), Исаию (Ис.6:1–5), Иезекииля (Иез.1), Навуходоносора (Дан.3:24–29), двух человек из Еммауса (Лк.24:30–32) и других, кому являлся Иисус после воскресения. Встречи с другими людьми также могут быть неожиданными. Без сомнения, Иакова застало врасплох великодушное и всепрощающее поведение Исава, когда они воссоединились (Быт.33:1–14). Братья Иосифа были поражены, когда он открыл им свое имя в Египте (Быт.45:1–15). Вооз неожиданно встречается с Руфью в полночь на гумне (Руф.3:6–13). Есфирь застает врасплох Амана, когда открывает Артаксерксу его заговор против иудеев (Есф.8).

Другая категория историй о неожиданных событиях касается того, что происходит вопреки ожиданиям. Ева с энтузиазмом дает своему первенцу имя Каин и восклицает: «Приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1); без сомнения, родители Каина были потрясены трагическим поворотом событий. Авраам и Сарра, должно быть, были поражены последствиями своего решения иметь ребенка от Агари (Быт.16:1–6). Исаак и Исав удивились, обнаружив, что Иаков и Ревекка украли благословение (Быт.27:30–35). Моисей спускается с горы Синай с Божьим законом, начертанным на двух скрижалях, и обнаруживает, что народ обратился к идолопоклонству (Исх.32:15–19). Левит был потрясен, увидев мертвую наложницу, лежащую у двери, и весь народ был шокирован этой новостью (Суд.19:27–30). И Самсон, и Саул наделены Божьими дарами и скорее всего должны одержать победу, но неожиданно терпят трагическое поражение. После перечня историй успеха в Евр.11, когда мы ожидаем рассказов о невиданных триумфах, приводятся удивительные примеры ужасных неудач, если судить по общепринятым меркам (Евр.11:35–38).

В некоторых из библейских историй о неожиданных событиях герои внезапно осознают, что они совершили в неведении. Фамарь представляет Иуде доказательства его связи с ней, когда она переоделась блудницей (Быт.38:1–30). Иаков поражен наутро после свадьбы, когда видит, что его жена, к которой он «вошел» накануне, – «это Лия» (Быт.29:25). Мы вполне можем представить себе реакцию Иеффая, когда первым человеком, встречающим его у дома после битвы, оказывается его родная дочь (Суд.11). Давид удивлен, когда вымышленный рассказ Нафана о грехе оказывается рассказом о нем самом, потому что Давид считал, что просто разбирает судебное дело (2Цар.12). На следующий день после того, как пьяный Навал оскорбил Давида, его жена Авигея рассказывает ему, что он сделал, «и стал он, как камень» (1Цар.25:37). События могут быть настолько удивительными, что вызывают шок: когда Иакову сообщают, что Иосиф жив, «сердце его смутилось; ибо он не верил им» (Быт.45:26).

Удивительными могут быть и Божьи откровения (см. ПОЗНАНИЕ КАК ОТКРОВЕНИЕ). Например, в Книге Бытие египетский царь трижды удивляется откровению о том, что взял жену патриарха к себе в гарем (Быт.12:10–20; 20; 26:6–11). После изощренных, но смешных попыток Иакова вывести нужных ему животных, его поражает откровение о том, что это воля Бога привела к рождению пестрых животных, а не помещение перед ними ветвей с вырезанными полосками во время спаривания (Быт.30:37–31:12). Бог поразил Валтасара предсказанием о надвигающемся суде в столь драматической манере (таинственная рука, начертавшая на стене слова), что царь «чрезвычайно встревожился, и цвет лица его изменился» (Дан.5:9).

Помимо особых откровений, деяния Божьего провидения также могут быть неожиданными. Жизнь младенца Моисея не только была спасена благодаря отважным действиям его родственников, но его матери даже платили за заботу о собственном ребенке (Исх.2:1–10). Первое появление манны было удивительным открытием для израильтян (Исх.16:13–15), и мы можем догадываться, что последующие акты заботы о пропитании народа во время блужданий по пустыне тоже несли в себе элемент неожиданности. Бог удивляет Гедеона, когда сокращает его армию до трехсот человек (Суд.7:4–7). Все присутствующие поражены, когда юный Давид убивает Голиафа камнем из пращи (1Цар.17). Двор Навуходоносора потрясен здоровым состоянием и способностями Даниила и трех его друзей после десяти дней простой диеты (Дан.1).

Человеческий характер – один из источников неожиданностей в повествовании. Иногда мы, читатели, удивлены развитием историй в Библии. После нежелания Моисея и Гедеона быть лидерами, мы поражаемся их способностями владеть ситуацией, когда они становятся руководителями. Опять же, и Моисей, и Гедеон становятся настолько идеальными в нашем воображении, что нас поражают некоторые недостатки их характера (Чис.20:1–13; Суд.8:22–28). Иов стал легендарным примером терпения на основании вступления к Книге Иова, но позже он поражает нас пылкими обвинениями в адрес Бога. Мудрость Соломона также вошла в поговорку, поэтому его отступничество в конце жизни – неожиданность для нас. Илия поражает нас, когда испытывает упадок сил после своей самой великой победы (3Цар.19), а Езекия – когда чувствует разочарование после духовного подъема и Бог продлевает ему жизнь (Ис.37–39).

Еще одна категория историй о неожиданностях – это рассказ о героях, которые неожиданно испытывают на себе Божий суд. Жена Лота, оглянувшись назад, на Содом, немедленно превращается в соляной столп (Быт.19:26). Мы можем предположить, что фараон был удивлен могуществом Бога, когда на Египет были насланы казни, а войско его погибло в волнах Чермного моря. Мариамь внезапно поражается проказой (Чис.12:9–15), как и слуга Елисея, Гиезий (4Цар.5:19–27). Навуходоносор страдает от безумия в самый разгар своего земного успеха (Дан.4:28–33), а Анания и Сапфира погибают из-за своей лжи (Деян.5:1–11).

Хотя жители Сокхофа и Пенуэла, отказавшиеся помогать Гедеону в преследовании мадианитян, не испытали непосредственно Божьего суда, они явно были удивлены возвращению Гедеона и исправились, когда он пригрозил растерзать их терновником и снести их башню (Суд.8). Очевидно, Самсон был удивлен, когда сила покинула его после того, как он раскрыл ее секрет Далиде (Суд.16:20). Ахав (2Пар.18:28–33) и Иосия (2Пар.35:20–27) думали, что, переодевшись, уцелеют в битве, но все равно погибли.

В рассказах о Сражениях есть неожиданности из области военной стратегии. В битве при Гае Иисус Навин воспользовался засадой, выманил армию Гая из города, а потом неожиданно вошел в город с другой стороны (Нав.8:14–22). Аод внезапно поразил своего врага Еглона мечом в то время, как тот ожидал услышать послание от Бога (Суд.3:12–30). Ночное нападение Гедеона на армию мадианитян было неожиданным и ввергло неприятеля в панику (Суд.7:19–23). В Суд.9 упоминается целый ряд неожиданностей, в том числе шок хвастуна Гаала, увидевшего, как вражеское войско выходит на холмы перед ним, и смерть Авимелеха от рук женщины, бросившей с башни мельничный жернов.

В притчах Ветхого Завета также упоминаются люди, которых неожиданно постиг суд: как внезапно рыбы попадаются в сеть, а птицы – в силки, «так сыны человеческие уловляются в бедственное время» (Ек.9:12). Нищета настигает бездельника внезапно, как грабитель (Притч.24:34). Даже в псалмах есть краткие истории о неожиданностях, например, когда процветающие и высокомерные люди попадают «на скользкие пути» и «низвергаются в пропасти» (Пс.72:18–19).

Притчи Иисуса – это миниантология историй о неожиданностях. Несмотря на то что они весьма реалистичны и в них мало вымысла, многие из них содержат внезапные повороты событий: при оплате не учитывается, сколько времени проработали работники; отец почему-то прощает блудного сына; помощь приходит к раненому путнику с самой неожиданной стороны; люди по неуважительной причине не приходят на пир; слуга, которому прощен долг, не желает прощать тех, кому сам он одалживал деньги. Мы находим также истории с неожиданной концовкой: планы богатого земледельца терпят крах в тот самый день, когда закончены работы; сыновья сообщают отцу за завтраком прямо противоположную реальности информацию о своих намерениях относительно работы на винограднике; фарисей приходит домой осужденным, а мытарь – оправданным. Другие притчи построены на неожиданных открытиях: обнаружение спрятанного на поле сокровища, жемчужина великой ценности, гость на свадьбе без свадебного одеяния.

Элемент неожиданности присутствует и в учении Иисуса. Его заповеди блаженства, например, касаются поразительного изменения ситуации, в которой человек становится счастливым или блаженным и получает обещанную награду (к примеру, кроткие наследуют землю). Сравнительная терпимость Иисуса к соблюдению субботы постоянно вызывала удивление у религиозных деятелей того времени. Другие Его мнения об исполнении закона также удивительны, например, утверждение, что бедная вдова, пожертвовавшая мизерную сумму денег в храмовую сокровищницу, дала больше, чем богатые люди, принесшие щедрые пожертвования.

Апокалиптические видения и эсхатологические речи в Библии являются еще одним источником историй о неожиданностях. В предсказаниях будущего ныне существующие ситуации странным образом изменяются, например, процветающие народы ждет погибель. Калейдоскопическое строение пророческих книг приводит к тому, что одна неожиданность сменяет другую. Наиболее известный пример – Книга Откровение, где Иисус – то Лев, то Агнец (Откр.5:5–6), или описаны необычные приготовления к битве, о которой так и не рассказывается (Откр.16:12–16). Еще один связанный с неожиданностью элемент в эсхатологических отрывках Библии – та внезапность, с которой события последних дней обрушатся на людей. В посланиях, например, говорится, что день Господень придет подобно вору (2Пет.3:10; 1Сол.5:12). Иисус использовал тот же образ, говоря о внезапности Своего возвращения (Мф.24:43; Лк.12:39). Он рассказывает притчи, показывающие, как будут удивлены некоторые люди при наступлении эсхатона (Мф.24:36; 25:1–31). К этому мы можем добавить удивление людей приговором, который будет вынесен их земной жизни, в ожидании Иисусом последнего суда (Мф.25:31–46). Драма искупления сама по себе полна сюрпризов. Бог выбирает неожиданных людей с самого начала, с Книги Бытие. В Ветхом Завете младшего сына часто предпочитают старшему. В основе неожиданности Божьего выбора лежит следующий принцип: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Жизнь Иисуса также полна неожиданностей. Как предсказано в песни о Рабе в Ис.52:13–53:12, Мессия внешне не производит впечатления, которое, казалось бы, должна производить такая возвышенная фигура; даже упоминание о возвышении Раба удивительно. Земная жизнь Иисуса также представляет собой ряд неожиданностей, так как Он отождествляет Себя с бедными, униженными и изгоями земного царства. Размышляя обо всем этом, Павел приходит к выводу, что призвание Богом христиан – неожиданность и шок, нарушение мирских стандартов в выборе вероятных кандидатов на спасение, так как Бог предпочитает «юродство» «премудрости» (1Кор.1:18–31).

Какие выводы мы можем сделать из факта, что мотив неожиданности столь част и разнообразен в Библии? На чисто художественном уровне мы можем признать, что этот мотив делает Библию интересной и захватывающей книгой. На другом уровне мы можем почувствовать нечто вроде жизненного реализма и тайны человеческой личности, с которыми связана такая неожиданность. Еще на более глубоком уровне неожиданности в Библии имеют отношение к божественному провидению, суду и искуплению. В целом, преобладающий в Библии элемент неожиданности указывает на необходимость жить в духе бдительности, следить за своим поведением и отношениями.

См. также: НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle