Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Познание как откровение

(Revelation/recognition stories)

В рассказах о познании элемент откровения нередко отсутствует (когда персонаж узнает о чем-то случайно), но с учетом библейского упора на тему провидения в большинстве библейских рассказов познание приходит как откровение по Божьему промыслу. В одних случаях источником познания служит откровение Бога или человека, а в других познание выражается в раскрытии человеком чего-то ранее неизвестного.

Явления Бога. Рассказы об откровении присутствуют в Библии с самого начала. Сотворив Адама и поместив его в рай (см. САД), Бог раскрыл ему условия существования человечества в мире (Быт.2). После грехопадения Адам и Ева внезапно осознали свою греховность (что выразилось в чувстве стыда за свою наготу) и присутствие Бога, Который ходил по саду перед сценой суда (Быт.3). Вслед за этим в Книге Бытие неоднократно описывается, как Бог является кому-либо или обращается к кому-либо для раскрытия Своих целей – к Ною, патриархам, Агари, фараону. Соответственно по ходу книги люди делают одно открытие за другим. В частности, Авраам и Сарра постепенно узнают, каким образом Бог исполнит Свое обетование сына, а Иосиф проходит серию испытаний, которые, на первый взгляд, не могут привести к исполнению его юношеских мечтаний, но, несомненно, играют определенную роль в их исполнении. Когда человек узнает о Божьем присутствии, его реакция выражается в трепете и поклонении; к числу ярких примеров относятся обнаружение Авраамом заместительного овна (Быт.22), признание Агари, что Бог есть «видящий меня», когда Бог явился ей в пустыне (Быт.16:13), и слова Иакова, пробудившегося ото сна: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт.28:17; см. ЛЕСТНИЦА ИАКОВА). На человеческом уровне точками высочайшего напряжения служат трепет Исаака и вопль Исава, когда он узнал, что Иаков обманул его (Быт.27:33–34), и оцепенение, охватившее братьев Иосифа, когда он открылся им в Египте (Быт.45:1–15).

Чаще всего Бог раскрывает Свое присутствие и цели через явление людям. Едва ли можно представить себе Ветхий Завет без множества таких сцен – явления Бога Моисею у горящего куста (Исх.3:1–6), на горе Синай, когда Божья слава прошла перед Моисеем (Исх.33:17–23), и многочисленные случаи, когда Он давал наставления Моисею относительно перехода через пустыню; а также явления Бога Гедеону (Суд.7:9–15); родителям Самсона (Суд.13); юному Самуилу ночью (1Цар.3); народу Израиля, когда Его слава наполняла Скинию (Исх.40:34–35) и храм (2Пар.7:1–3) по случаю посвящения. Бог являлся Иову в буре (Иов.38–42:6), Илии в виде тихого голоса (3Цар.19:9–13), Исаии в видении небесного престола (Ис.6:1–5), Иезекиилю в вихре безудержных чувств (Иез.1), Навуходоносору в виде неожиданно появившегося четвертого мужа в раскаленной печи (Дан.3:24–25), Валтасару в виде руки, написавшей на стене послание о суде (Дан.5:5–9). Получатели этих откровений переживали встречу со святым и божественным, даже если откровение приходило через природу (Пс.18; 28; см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ).

Для человека результат Божьего откровения выражается в осознании. В песни Моисея говорится, что народы, узнавшие об избавлении у Красного моря, «онемеют... как камень», осознав Божью силу (Исх.15:16). О таком же осознании жителей Иерихона говорит Раав (Нав.2:11). Забеременевшую Анну собственный опыт побудил признать силу и Справедливость Бога (1Цар.2:1–10).

Познание Бога во Христе. В центре новозаветных вариаций на тему откровения и познания стоит воплощенный Христос. Лейтмотивом звучит гимн Христу, открывающий Евангелие от Иоанна (Ин.1:1–18), где Христос изображается как Божье Слово откровения, в котором люди видят Божью славу. Рассказы о познании – один из ведущих повествовательных жанров в евангелиях; в этих рассказах люди познают Христа как обещанного Мессию и Спасителя. Иисус признается таковым волхвами (Мф.2:1–12), Симеоном и Анной (Лк.2:25–38), пастухами (Лк.2:15–20), Петром (Мф.16:13–17), Иоанном Крестителем (Ин.1:29–34), бесами (Мк.3:11), учениками (Ин.2:11), женщиной, помазавшей Его ноги (Мф.26:6–13; Мк.14:3–9; Лк.7:36–50; Ин.12:1–8), самарянкой и жителями ее города (Ин.4:1–42) и множеством других людей. Список таких историй дополняется явлениями Иисуса после воскресения; среди примеров можно отметить явления Фоме (Ин.20:24–29) и путникам на дороге в Еммаус (Лк.24:13–35).

См. также: ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; ГОРЯЩИЙ КУСТ; ПРОЗРЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle