Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Власть человеческая

(Authority, human)

Авторитет власти основывается на законно полученных полномочиях. Обладание властью подразумевает свободу и возможность для принятия решений и действий. В человеческом обществе власть предержащие осуществляют руководство и поддерживают порядок. В рамках различных общественных структур библейского мира мы видим множество разных проявлений властных полномочий, в том числе родителей над детьми, хозяев над рабами, старейшин над родами и городами, Священников в храме, а также судей, пророков и царей, сфера власти которых распространялась на весь народ и даже выходила за пределы Израиля. Греко-римский мир показывает и другие примеры осуществления властных полномочий, такие как управление большими семействами, профессиональными объединениями, городами-государствами и империями. В некоторых из этих ролевых моделей власти заключены образы, служившие примерами для духовного руководства народа Израиля и позднее для сообщества последователей Иисуса.

Образы, связанные с большими семействами. Отец/мать, В Древнем мире отец пользовался в семье непререкаемой властью, но в то же время на него возлагалась обязанность по защите, поддержке и содержанию членов семьи. В Ветхом Завете отцом называли Неемана его рабы (4Цар.5:13), пророка Елисея два царя (4Цар.6:21; 13:14) и молодого левита израильтяне, пригласившие его в качестве священника (Суд.17:10; 18:19). В каждом из этих случаев почетным титулом наделялся человек, игравший роль духовного лидера.

Иисус наставлял учеников относиться к Богу как к Отцу и не называть «отцом» никаких земных руководителей (Мф.23:9), однако видные апостолы часто обращались к молодым верующим как к своим детям (напр., Петр к Марку, 1Пет.5:13; Павел к Тимофею, 1Кор.4:17; апостол Иоанн к своим читателям, 1Ин.2:28). Во 2Кор.12:14 Павел пишет о своей готовности жертвовать для коринфских верующих, как отец копит имущество для детей. В исполненном нежности отрывке в 1Сол Павел сравнивает себя и своих соработников по служению с кормилицей (1Сол.2:7) и заботливым отцом, помнящем о каждом (1Сол.2:1–12). В качестве духовной матери Павел испытывает муки рождения новых верующих (Гал.4:19), а как отец готов также принимать в отношении своих детей дисциплинарные меры (1Кор.4:15, 21).

Старейшина (пресвитер). Название старейшина (или пресвитер) чаще всего используется в отношении руководителей новозаветных общин. Буквально оно означает «старший». В иудейском обществе старейшины были частью патриархальной родовой системы. В качестве главы семейства они пользовались непререкаемым авторитетом и отвечали за принятие решений юридического, политического и военного характера. Пресвитеры Иерусалимской церкви получили от Антиохийской церкви помощь в преддверии голода (Деян.11:30) и приняли участие в решении вопроса, следует ли допускать в церковь язычников (Деян.15). Павел и Варнава назначали пресвитеров в церквах, которые они создавали во время первого миссионерского путешествия (Деян.14:23). Петр пишет о себе как о «сопресвитере» (1Пет.5:1–3 {«сопастырь»}), а апостол Иоанн во 2 и 3 посланиях называет себя «старцем» (2Ин.1:1; 3Ин.1:1).

Попечитель/педагог. В зажиточных греко-римских семьях попечитель, или педагог (paidagogos), выполнял роль блюстителя, надзирателя или наставника детей, сопровождавшего их в школу и из школы и следившего за их воспитанием до достижения зрелого возраста. Иногда к педагогу относились с теплотой, но чаще всего о нем вспоминали как о суровой и бессердечной личности, всегда готовой наказать розгами за любое нарушение дисциплины («наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба», Гал.4:1). К попечителю следовало относиться с таким же уважением, как к отцу. В Гал.3:24–25 и Гал.4:1–2 Павел изображает Синайский завет как «детоводителя», направлявшего Израиль к Христу. Закон указывал на грех, наказывал за него и доводил своих подопечных до совершеннолетия («до срока, отцом назначенного», Гал.4:2), то есть до эпохи Христа. В 1Кор.4:15–16 Павел пишет, что, хотя у коринфян множество наставников, помогающих им и надзирающих за ними в христианской жизни, только он остается их духовным отцом.

Домоправитель/распорядитель. Иисус и апостолы часто пользуются образами «слуги» (diakonos) и «раба» (doulos). В них обычно подразумевается полновластие Господа как Владыки, но в то же время есть тип домашнего слуги, обладающего полномочиями для управления собственностью и руководства другими слугами, то есть «домоправитель» или «распорядитель» (oikonomos). В Мф.24:45–51 (ср. Лк.12:42–48) Иисус рассказывает притчу, в которой верный и благоразумный слуга, дающий пищу в надлежащее время, противопоставляется злому слуге, дурно обращающемуся со своими сотоварищами. Руководителя церкви Павел изображает в образе домостроителя, выполняющего порученную Богом работу, который должен быть непорочным (Тит.1:7) и верным (1Кор.4:2–4). Петр призывает всех христиан использовать свои духовные дары как подобает добрым домостроителям Божьей благодати (1Пет.4:10).

Образы, связанные с профессиональной деятельностью.

Мудрый строитель. В 1Кор.3:10 Павел сравнивает себя с мудрым строителем (architekton), полагающим в Коринфе основание, на котором строят другие. В секулярном греческом языке tekton – это рабочий по дереву, камню или металлу, a architekton – это старший строитель, подрядчик или распорядитель, следивший за ходом работ (ср. с Ис.3:3, где «мудрый художник» упомянут среди тех, кто будет удален в результате Божьего суда над народом).

Кормчий. Очень колоритное слово kybernesis («управление»), использованное в Новом Завете только однажды (в 1Кор.12:28), – производное от слова kybernesis, то есть кормчий, рулевой или капитан корабля. kybernetis показывается как атрибут правителей (Притч.1:5 {«мудрый совет»}; 11:14 {«попечение»}). В Иез.27:8, 27–28, Деян.27:11 и Откр.18:17 слово kybernites употреблено в прямом смысле, для обозначения кормчего или моряков. Пункт назначения устанавливает владелец корабля, но наилучший маршрут следования и способы достижения цели определяет капитан. Равным образом, общая цель церкви установлена Господом, «владельцем», а роль управляющего сводится к определению конкретных направлений и координации усилий других ее членов для достижения цели.

Пастырь. Один из самых распространенных и излюбленных образов духовного водительства – образ пастыря (см. ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ), знакомый нам по таким местам, как Пс.22 и Иез.34. Иисус совершенно определенно называет Себя Пастырем в Ин.10, но к Своим ученикам применяет это понятие лишь косвенно (когда посылает двенадцать к «погибшим овцам дома Израилева» в Мф.10:6 и когда поручает Петру пасти овец Его в Ин.21:15–17). Однако после вознесения, когда Иисус не мог уже лично вести Свое стадо, образ пастыря получает более широкое значение. В Деян.20:28 Павел увещевает пресвитеров-ефесян: «Итак внимайте себе и всему стаду». Обращаясь к пресвитерам, Петр говорит: «Пасите Божие стадо» (1Пет.5:2). Обратите внимание, что в обоих случаях подразумевается, что стадо принадлежит Богу, а не пастырю; пастырь – просто слуга, которому поручена забота о Божьем народе.

В образе пастыря заложена идея о чутком отношении, заботливом воспитании и преданности, но в то же время и о дисциплинарном воздействии (наказании розгами и палками), установлении определенных границ (защита от волков) и праве на водительство (на пастбище). Более того, глагол poimano иногда переводится как «пасти жезлом железным» (Откр.2:27; 12:5; 19:15; ср. Пс.2:9).

Образы, связанные с большими сообществами.

Посланник. Посланник был полномочным представителем своего народа, от имени которого выступал. Он не просто передавал какое-то врученное ему послание, но обладал правом вести переговоры от имени того или тех, кто послал его. Статус посланника определялся обычно положением правителя, которого он представлял. Во 2Кор.5:20 Павел заявил о своем апостольском достоинстве: «Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас». В Еф.6:20 он призвал христиан молиться, дабы он мог «с дерзновением возвещать тайну благовествования».

Апостол. Апостол – это тот, кто послан кем-то другим. Глагол apostello часто встречается в евангелиях для выражения мысли, что Иисус был послан Отцом (напр., Мф.15:24) и что апостолы были посланы Иисусом (напр., Ин.17:18). Иисус часто употребляет это слово в притчах, рассказывая о слугах, посланных хозяевами для выполнения каких-то работ (напр., Мф.20:2; Мк.12:1–6). В Мк.3:13–19 (ср. Лк.6:12–16) Иисус созвал учеников и поставил двенадцать из них апостолами. На «посланных» было возложено выполнение двух основных обязанностей. Во-первых, они должны были находиться вместе с Иисусом, то есть вести совместную жизнь. Во-вторых, они были призваны сообща выполнять определенную задачу – возвещать послание и осуществлять властные полномочия над силами тьмы. Они разделяли власть Иисуса, проповедуя и действуя как представители Мессии. В Новом Завете апостолами названы также Павел (Рим.1:1), Варнава (Деян.14:4,14), Силуан и Тимофей (1Сол.1:1) и, возможно, Андроник и Юния (Рим.16:7).

Глашатай, проповедник. В классическом греческом языке «глашатаем» (keryx) назывался представитель правителя или государства, уполномоченный для возвещения важных известий или судебных решений. Подразумевалось, что сообщаемые им постановления обязательны для исполнения. Сам Павел назвал себя проповедником в 1Тим.2:7 и 2Тим.1:11.

Начальник. Словом «начальник» переводятся два греческих слова. Термин hegoumenos (руководитель, вождь) употребляется в отношении царей Израиля (Иез.43:7 {«цари»}), военачальников (1Мак. 9:30; 2Мак. 14:6), правителей Иудеи (Мф.2:6) и высокого положения Иосифа в Египте (Деян.7:10). Таким образом, в этом слове заложена идея о широких властных полномочиях. В Деян.15:22 Иуда и Сила названы «мужами начальствующими между братиями». Автор Послания к евреям призывает читателей поминать наставников (начальников), подражать и повиноваться им (Евр.13:7, 17).

Второе слово, prohistamenos, в секулярном греческом языке относилось к руководству войсками, государством или партией. В буквальном смысле оно означало «быть впереди или выше кого-то или чего-то». В нем выражалась мысль об опеке, защите, принятии на себя ответственности, сочетании руководства с личной заботой. В 1Сол.5:12,13 и в 1Тим.5:17 Павел применил это слово в отношении руководства церкви, а в Рим.12:8 использовал его при перечислении духовных даров.

Надзиратель. В секулярном греческом языке надзирателем (episkopos) называли человека, занимающего ответственный пост в системе государственного управления или высокое положение в религиозной общине. Его задача заключалась в общем надзоре, поддержании порядка, оценке положения и определении целей. Это слово использовалось в том же умысле, что и «пресвитер» (Флп.1:1; 1Тим.3:1; Тит.1:5, 7; Деян.20:17; 1Пет.5:1–2).

Царственное священство. У подножия горы Синай, прежде чем дать десять заповедей, Бог сказал Своему народу: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:6). Та же мысль об общем священстве всего народа Израиля выражена в пророчестве Исаии, что Израиль вновь будет собран Мессией в юбилейном году: «А вы будете называться священниками Господа» (Ис.61:6). В Новом Завете образ священника относится не к отдельным верующим, а к сообществу в целом. Петр называет верующих «священством святым» (1Пет.2:5) и «царственным священством» (1Пет.2:9). Правом проводить богослужения и приносить жертвы, принадлежавшем ранее только священникам, пользуется теперь весь Божий народ.

В Книге Откровение образ священника используется для демонстрации привилегированного положения христиан. В Откр.1:6 Иоанн показывает, что Иисус Христос соделал верующих «царями и священниками Богу и Отцу Своему». В Откр.5:9–10 четыре животных и двадцать четыре старца поют гимн Агнцу, искупившему верующих из всякого колена и соделавшему их «царями и священниками», которые будут «царствовать на земле». В Откр.20:6 говорится, что верующие будут царствовать со Христом тысячу лет. В этих стихах подчеркивается еще один аспект священства: соучастие в делах Божьих, чему учили и священники, проповедуя Божьему народу закон, который помогал ему приводить общественную жизнь в соответствующий порядок.

Пророк. Ветхозаветный пророк был человеком, который провозглашал слово Божье и призывался Богом для донесения до людей послания о предостережении, ободрении, утешении или наставлении. Пророк нес ответственность непосредственно пред Богом и не получал полномочий ни от каких человеческих властей. Современники Иисуса воспринимали Его обычно как пророка (Лк.24:19; Ин.4:19; 6:14; 7:40; 9:17), и Он Сам как будто бы рассматривал Себя в этом качестве (Лк.4:24; Мк.6:4; Мф.13:57), хотя Он был, как и Иоанн, «больше пророка» (Мф.12:38–41; Лк.11:29–32). В ранней истории церкви люди, известные как пророки, пользовались почетом и занимали ведущее положение в сообществе верующих. Одни пророки проводили служение в разных местах (Деян.11:27–28; 21:10), а другие были постоянными членами общины (Деян.13:1; 15:22, 32). Показанные в Новом Завете задачи пророков заключались в предупреждении христианской общины о грозящих трудностях (Деян.11:28; 21:10–11), в ободрении, укреплении, утешении и наставлении верующих (Деян.15:32; 1Кор.14:24–25) и в подготовке Божьего народа к делам служения (Еф.4:11–12). Пророки часто упоминаются наряду с апостолами как люди, играющие важную роль в руководстве церковью (1Кор.12:28; Еф.2:20; 4:11).

Учитель. В секулярном греческом языке слово учитель (didaskalos) использовалось очень широко и относилось ко всем, кто занимался передачей знаний и навыков. В LXX оно встречается лишь дважды, по всей видимости потому, что в Ветхом Завете упор делался больше на послушании, нежели на передаче информации. В Новом же Завете мы видим, что задача учителя в христианском сообществе заключается не только в донесении знаний о христианской вере, но и в изменении позиции и поведения учеников.

Руководство антиохийской церкви, как видно из Деяний, состояло из пророков и учителей (Деян.13:1). В приведенном в 1Кор.12:28 перечне духовных даров учителя стоят на третьем месте, вслед за апостолами и пророками. В Еф.4:11 «учителя» упоминаются после апостолов, пророков и евангелистов вместе с «пастырями», с которыми они проводят работу по подготовке верующих к служению.

Еще одно слово, относящееся к христианскому обучению, – katecheo означающее передачу знаний о чем-то. В Гал.6:6 Павел пишет о необходимости оказывать поддержку учителям.

Недостающие образы. Показательно, что в образах, связанных с руководством в жизни верующих, Иисус и апостолы избегают использования слов, производных от корня arch-, подразумевающего главенство и несущего в себе идею о сильной власти. В Новом Завете встречается, по крайней мере, шестнадцать таких слов, но ни одно из них не употребляется в отношении учеников Иисуса, за исключением случая, когда Павел в 1Кор.3:10 назвал себя «мудрым строителем» (architekton) полагающим основание, на котором строят другие. Иисус часто называл Своих последователей «слугами» и «братьями», тем самым побуждая их представлять себя теми, кто находится «под» или «среди», а не «над». Иисус наставлял учеников уделять больше внимания подчинению, а не руководству. Он учил апостолов не следовать примеру языческих правителей, строящих из себя важных персон и подавляющих своих подданных. Иисус говорил им: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:25–27).

Образ слуги – одна из основных тем новозаветных посланий. Служителями Христа называют себя даже апостолы, пользовавшиеся высшим авторитетом в церкви (1Кор.3:5). Их служение получило название diakonia то есть прислуживание за столом. Какой бы властью человек ни обладал, она вручена ему по Божьему призыву и по Божьей благодати. Полученную власть надо использовать не для подавления, а для служения и строительства.

Образы властных структур и отношение к власти.

Отношение к гражданским властям. Только что помазанный молодой Давид поступил на службу царя Саула, присягнув ему и оказав ему все почести, приличествующие царскому достоинству (1Цар.16:21–23), и оставался у него на службе, несмотря на попытки Саула убить его (1Цар.18:11). Здесь мы видим довольно необычную картину, в которой подданный, знающий, что он станет царем, тем не менее оказывает почести все еще обладающему властью Саулу, увертываясь при этом от его стрел. Пример такого уважительного отношения к царской власти мы видим и в эпизоде, когда Давид имел возможность убить Саула, но не сделал этого, поскольку тот был помазанником Господа (1Цар.24:10).

Печальная же картина взаимоотношений подданного с царем показана на примере царя Давида и Иоава, главнокомандующего его армией. Давид дал Иоаву поручение сделать все возможное, чтобы хеттеянин Урия погиб в бою (2Цар.11:14–15). Иоав слепо повиновался своему господину и тем самым проявил неповиновение высшей власти, то есть непослушание Богу и Божьим законам.

Эпизод, демонстрирующий искреннее и простое уважение к царям, основывающееся, возможно, на здоровом страхе, произошел во времена Захарии и восстановления храма в Иерусалиме. Царь Дарий издал эдикт, касающийся иудеев и строительства храма. Он постановил, что местный правитель, а именно Фафнай, наместник расположенных за Евфратом земель, должен оказывать всяческую поддержку осуществлению этого проекта. Эдикт Дария завершался повелением, чтобы всякого, кто будет противодействовать этому указу, пригвождали к бревну, вынутому из его дома. Нет необходимости говорить, что иудеи с энтузиазмом поддерживали Фафная и его представителей (Езд.6:6–13).

В евангельском рассказе фарисеи задали Иисусу вопрос о налогах (Мф.22:17). Позволительно ли давать подать кесарю? Ответ Иисуса был в достаточной мере двусмысленным – отдавайте кесарево кесарю (Мф.22:21), – но в то же время содержал определенную дозу осуждения, ибо фарисеи достали из собственного кармана монету с изображением богохульного образа кесаря.

В наставлениях Павла и Петра, что верующие должны платить налоги кесарю и подчиняться его власти (Рим.13:1–6; Тит.3:1; 1Пет.2:13), мы видим выражение благочестивого уважения к властным структурам, установленным Богом (Рим.13:1; ср. Дан.2:21). У праведных нет оснований бояться правительства. Бояться его должны только те, кто делает зло (Рим.13:4; 1Пет.2:14). С другой стороны, к царю необходимо относиться со страхом, в определенной мере сходным с тем, который человек испытывает пред Богом и в котором выражаются трепет, преданность, уважение и т.д. (Притч.24:21). Эти принципы показаны в Деяниях, когда Павел воззвал к суду кесаря, вручив себя на милость Рима (Деян.25:10–11). Здесь мы видим проявление христианского отношения к гражданской власти, в данном случае римского гражданина к кесарю в надежде, что восторжествует справедливость. Павел занял позицию, выраженную в Рим.13:3–4: гражданину, совершающему только добрые дела, не следует бояться правительства.

Отношение гражданских властей к народу. Цари Израиля демонстрировали разную степень неспособности к управлению. Некомпетентность Ровоама, сына Соломона, выразилась в заявлении народу, что его правление будет отличаться наказанием скорпионами (3Цар.12:14). Здесь мы видим пример правителя, не желающего прислушиваться к своему народу (3Цар.12:15).

Персидский царь Кир относился к народу Израиля с большой милостью. Это, несомненно, объяснялось Божьим воздействием на его сердце. Кир решил подчиниться Божьему повелению и поэтому оказал поддержку, проявил милосердие и великодушие, обеспечив возвращение народа Израиля и восстановление иерусалимского храма (Езд.1:2–11).

Понтий Пилат в суде над Иисусом продемонстрировал двурушническое и угодливое отношение к народу. Пилат прекрасно знал о невиновности Иисуса, тем не менее его больше интересовала благосклонность к нему народа. Пилат был готов казнить невиновного и отпустить на свободу убийцу ради того, чтобы пользоваться расположением народа (Лк.23:23–25).

Отношение к священникам. Во взаимоотношениях между первым первосвященником Аароном и народом Израиля находит отражение долгая и бурная история общения священников и народа, перипетии которой показаны в Библии. Хотя у израильтян были все основания бояться и почитать Аарона как посредника, через которого Бог проявляет Свое всемогущество (со времени казней египетских и змея из жезла, Исх.7:8–13), они периодически проявляли тенденцию забывать о силе его служения. Поэтому мы видим такие эпизоды, как изготовление золотого тельца, когда народ попросил первосвященника Аарона участвовать с ним в совершении греха, вернее даже, ввести его в грех (Исх.32). С другой стороны, позднее народ Израиля с трепетом стоял перед Аароном, ожидая его благословения и совершения жертвы за грех, а затем с радостью пал на землю, забыв о золотом тельце (Лев.9:22–24).

Сцена суда над Павлом в синедрионе показывает, каким почитанием и уважением священник пользовался в народе. Не зная, кто такой Анания, Павел обратился к нему с резкими словами, но когда ему сказали, что это первосвященник, Павел немедленно изменил поведение и заявил, что о начальнике плохо говорить нельзя (Деян.23:3–5).

В то же время апостолы относились к священникам в Иерусалиме достаточно безразлично. Несмотря на то что священники неоднократно запрещали им проповедовать Евангелие, бросали их в тюрьму и даже били, апостолы не обращали на них внимания (Деян.5:40–42). Такие эпизоды свидетельствуют о понимании, что земные власти можно игнорировать, если эти власти переходят установленные для них Богом границы, в данном случае запрещая проповедь Евангелия.

Отношение священников к народу. Сыновья Илия Офни и Финеес являют собой пример людей, злоупотреблявших своим положением священников и не выполнявших свой долг (1Цар.2:12–17). Они презрительно относились к своим собратьям-израильтянам, крали из жертвоприношений народа и спали с женщинами, прислуживавшими у входа в скинию собрания (1Цар.2:22).

Боль и печаль священника Ездры, узнавшего, что израильтяне породняются с соседними племенами, рисуют картину человека, чувствующего бремя ответственности за свой народ и относящегося к нему как к своим детям. Услышав о недостойном поведении Израиля, Ездра разодрал свои одежды и рвал волосы на голове и бороде (Езд.9:3). Затем он преклонил колена пред Богом и молился, то есть вел себя как священник, исповедующий пред Богом грехи народа.

Анна, Каиафа и другие священники не наказали Петра и Иоанна из страха вызвать недовольство народа (Деян.4:21). Следует признать, что они совершили добрый поступок, хотя и из недостойных соображений. Однако изначальное побуждение священников приспосабливать свое поведение к прихотям народа уходит корнями во взаимоотношения Аарона с народом Израиля и стремление Аарона действовать в соответствии с пожеланиями народа (напр., случай с золотым тельцом).

Отношение детей к родителям. По библейским представлениям, ребенок заведомо должен относиться к родителям с почтением. Заповедь о взаимоотношениях родителей и детей («Почитай отца твоего и матерь твою», Втор.5:16) – первая заповедь, касающаяся горизонтальных, межчеловеческих отношений. В ней установлены нормы, согласно которым дети должны вести себя с родителями. По Моисееву закону, ребенок, злословящий отца или мать, заслуживает смерти (Исх.21:17). В этом кажущемся крайне суровым постановлении подчеркивается мысль о значении, придаваемом отношениям между детьми и родителями.

Властные полномочия и особое положение отца, основывающиеся на Божьих установлениях, находят выражение в представлении об отцовском благословении, к получению которого стремился любой сын. Значение данного отцом благословения показано в рассказе об Иакове и Исаве. Иаков готов на все, лишь бы получить благословение, даже если это навлечет на него гнев брата (Быт.27).

В рассказе о трех сыновьях Ноя показаны два типа отношения к отцу, приведшие к противоположным результатам. Младший сын Хам не выказал уважения к Ною, когда тот лежал пьяным и нагим. Сим же и Иафет продемонстрировали сыновнее почтение и прикрыли наготу отца, стараясь при этом не смотреть на него (Быт.9:20–23). Практическим следствием всего этого стали проклятие Хама и благословение двух его старших братьев (Быт.9:25–27).

В почтении, которое Исаак проявил к Аврааму, позволив отцу выбрать для него жену, выражена вся суть того времени и той культуры. Такое поведение может показаться удивительным в современном обществе (Быт.24), но оно лишь подчеркивает глубокую пропасть, разделяющую представление об отношениях между детьми и родителями в библейские времена и сейчас.

Яркий, хотя и, быть может, мрачный пример почтения, проявленного дочерью к отцу мы видим в рассказе о дочери Иеффая. Она соблюла клятву, данную отцом, хотя его необдуманные слова приговорили ее к смерти (Суд.11:30–39).

В рассказе об Есфири показан еще один любопытный пример уважения дочери к отцу, в данном случае – приемному. Хотя Мардохей был всего лишь двоюродным братом Есфири, он воспитывал молодую сироту как родную дочь (Есф.2:7). Есфирь повиновалась Мардохею до и после того, как стала царицей (Есф.2:10, 20). На общественной лестнице она стояла гораздо выше Мардохея, однако узы, связывавшие ее с отцом, побуждали Есфирь относиться к нему с почтением и повиноваться ему.

Библейский идеал послушания ребенка родителям и почтительного отношения к ним нашел выражение и в интересном случае из детства Самого Иисуса. Когда Иосиф и Мария упрекнули Его за то, что Он остался в Иерусалиме, Иисус мягко запротестовал, сказав, что Он должен быть в доме Своего Отца. Однако затем Он вернулся домой и был в повиновении у них (Лк.2:49–51). Позднее Иисус показал пример сыновнего почтения к Матери на свадьбе в Кане (Ин.2:1–11).

Отношение родителей к детям. В Бытии показано, что Авраам очень сильно любил своего сына Исаака, быть может, даже больше собственной жизни. Однако, несмотря на такую отцовскую любовь, он без колебаний откликнулся на требование Бога: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и... принеси его во всесожжение» (Быт.22:1–3). Любовь Иакова к своему сыну Иосифу вызывала недовольство других его сыновей, так как Иосифа он любил больше, чем остальных, и в результате между братьями установились враждебные отношения (Быт.37:3–4).

Царь Давид продолжал любить своего сына Авессалома, несмотря на его бунт и попытку отнять у Давида царство. Когда Авессалом в конце концов погиб, Давид плакал и стенал, сожалея, что не умер вместо него (2Цар.18:33).

Хотя Иисус как будто бы отошел от Своих земных родителей после начала служения, Он выказал верность сыновнему долгу и послушание Матери, когда Она попросила Его совершить чудо в Кане (Ин.2:1–8).

См. также: ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ; ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; РЕБЕНОК, ДЕТИ; РУКОВОДСТВО, УПРАВЛЕНИЕ; СВЯЩЕННИК.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle