Гость
(Guest)
Образ гостя находит выражение в двух разных типах гостей, характерных для общественной среды библейского мира. Один из них – нежданный гость, на которого в древности распространялись щедрые ритуалы гостеприимства (хотя в ряде случаев с некоторыми неожиданностями). Второй – приглашенный гость, которого звали, чтобы отметить какое-то событие и пообщаться с хозяином.
Нежданные гости. В условиях кочевой отчасти культуры ранних ветхозаветных рассказов появление нежданных гостей было обычным делом. Посланники от Бога приходили как гости (Быт.12:16; 18:1–8; 19:3; 20:3; 2Цар.3:20; Суд.13:2–7). В ходе своих странствий Авраам и Сарра стали незваными гостями фараона, а затем Авимелеха, поэтому Сарра подверглась вожделенным домогательствам со стороны обоих (Быт.12:11–20; 20:1–18). Когда Ревекка проявила себя как избранная Богом невеста Исаака, слуга Авраама постарался попасть к ней в гости (Быт.24:12–27). Царица Савская сама пришла ко двору Соломона (3Цар.10:1–13), как и Руфь на гумно Вооза (Руф.3:7–14). Во время странствий Давид посетил дом Навала и Авигеи и дом священников (1Цар.21:1–10; 25:4–12). Хитрые гаваонитяне, соседи Иудеи, переоделись странствующими путешественниками и явились в гости с заплесневелым хлебом и в изношенной одежде, чтобы заключить мирный договор с сильным народом (Нав.9:3–15). Елисей жил в гостевой комнате сонамитянки и ее мужа, когда заходил к ним (4Цар.4:8–10).
В Ветхом Завете говорится, что положение гостя бывало порой опасным: гостей Лота домогались жители города, чтобы получить сексуальное удовольствие (Быт.19:1–13); левит, гостивший в доме вениамитянина, утром нашел свою наложницу изнасилованной и мертвой (Суд.19:21–28); гость Иаили, скрывавшийся злодей Сисара, получил место для отдыха, а заодно и кол в висок во время сна (Суд.4:17–21).
В Притчах прелюбодейка неоднократно показана зазывающей в гости (Притч.2:16–19; 5:3–5; 7:6–27). Одинокий молодой человек, возвращающийся домой в сумерках, становится ее добычей, и учитель взывает: «Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее» (Притч.7:25). Два персонифицированных женских образа – Мудрость и безрассудство – готовят изысканные пиры для приглашенных ими гостей. Принимающие приглашение безрассудства не знают, что «в глубине преисподней зазванные ею» (Притч.9:18).
Определенные нормы поведения существовали как для нежданных, так и для приглашенных гостей. Те и другие не должны были оскорблять хозяина неблагодарностью (Притч.23:1–3, 6–8) или отказом от предлагаемых угощений (Лк.10:7–8; 1Кор.10:27). Они должны были воздерживаться от попыток оказать давление на домашних хозяина, давая приказания слугам, высказывая требования, завладевая тем, что не предлагается, в том числе особым местом за столом (Притч.25:6–7; Лк.14:7–11). Они должны были также должным образом одеваться (Мф.22:11–14).
Гости могли рассчитывать на проявление заботы – их кормили, им омывали ноги, предоставляли место для отдыха, оберегали. Пиры в честь гостей были обычным делом (Быт.18:1–8; Есф.1:5, 9; 2:18; 5:4–12; 3Цар.10:4–5; Пс.22:5; Откр.19:9, 17), а упоминания о комнатах для гостей встречаются как в Ветхом, так и в Новом Завете (4Цар.4:8–10; Мк.14:14; Флм.1:22).
Приглашенные гости. Приглашенные гости обычно ожидали, что станут свидетелями и участниками какого-то события. На память приходят Артаксеркс и Аман, для которых Есфирь приготовила пир. Братья Иосифа с беспокойством ожидали изысканного обеда, который он приказал устроить для них, когда они вернулись с Вениамином. Даниил отклонил приглашение участвовать в пирах с вавилонскими царями. Псалмопевец прославлял трапезу, приготовленную пред ним Богом (Пс.22:5).
Совершавшие обряд жертвоприношения выступали в роли гостей, приглашенных Богом как свидетелей Его искупления и праведности. Они освящались (1Цар.16:5), то есть очищались и готовились к богослужению (Исх.40:9–15). Аналогичным образом освящались те, кто совершал Божий суд (Ис.13:3). Две эти функции соединились воедино в обещании Господа освятить гостей для «жертвенного заклания» в день суда над Иудеей (Соф.1:7).
Гости служили свидетелями и других событий. Авессалом и Адония пригласили гостей, чтобы они стали свидетелями их попыток завладеть престолом (2Цар.15:7–12; 3Цар.1:5–10; ср. 1Цар.16:13). Гостей Жениха звали, вероятно, не только как участников праздника, но и как свидетелей (Мф.9:15; 22:2,10). Ученики были приглашены на вечерю Господню, на которой они стали свидетелями таинства и пророчества, обетования и готовности принести жертву (Мк.14:12–31). Иногда подразумевалось, что гости должны засвидетельствовать клятву, как в случае с Закхеем, давшим обещание возместить причиненный ущерб (Лк.19:8), или с клятвой, которую Ирод дал дочери Иродиады (Мф.14:7–9).
Человечество – приглашенные Богом гости во вселенной (Быт.1:26–30; Евр.11:13). Псалмопевец пишет: «Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» (Пс.38:13). Хотя под словом «пришлец» может подразумеваться «нежданный гость», оно связывается, скорее, с чувствами автора, а не с желанием Бога. В Библии Бог изображается активно ищущим людей, которые будут Его гостями. Мы чувствуем себя приглашенными гостями: во-первых, потому что люди сотворены Богом; во-вторых, потому что Израиль очень редко искал Бога по собственной инициативе; в-третьих, потому что Бог никогда не остается безучастным к делам любого человека.
Бог принял Свой избранный народ в пустыне (Быт.15:13–21; Втор.26:5–8) и на Обетованной земле (Быт.15:7; Втор.26:9); пленные вернулись в Иерусалим как гости Бога (Ис.55:1–3). О Его приглашении знали многие, но вели себя как случайные пришельцы, стремившиеся удовлетворить свои насущные потребности, не оставаясь в общении с Богом. Псалмопевец, как будто бы близко знавший Бога, задается вопросом о возможности человека пребывать в присутствии Божьей святости: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей» (Пс.14:1; ср. Лк.14:15; 16:9; Мф.8:11).
На этот вопрос ответил Иисус, «образ Бога невидимого», сделавший более широким понимание образа гостя. Он приглашал людей к Себе в гости и служил им щедро (Лк.12:37; 22:27) и смиренно (Ин.13:1–17), а в конечном счете отдал Свою жизнь ради спасения гостей (Мк.10:45), как того в крайних случаях требовало восточное гостеприимство. Хоть и пребывая в человеческом обличии, Он расширил приглашение, сделанное Богом Израилю. И принять Его приглашение было легко (Мф.12:28; Ин.1:10–14); если люди хотят быть гостями Бога, им всего-навсего надо пригласить Иисуса войти в свою жизнь. Иисус радикальным образом изменил представления людей о госте, ибо, будучи Мессией, Он не соответствовал тому типу гостя, которого они ожидали.
По обычаю, хозяин своим предложением, а гость своим согласием как бы заключали молчаливое соглашение (2Ин.1:10–11). Фарисеи осуждали Иисуса за то, что Он заходил к «грешному человеку» (Лк.19:7), так как они учили, что даже пребывание в доме нечистого делает человека нечистым или, по крайней мере, затрудняет процедуру освящения (Ин.18:28). Поэтому Петру не так-то легко было согласиться пригласить посланцев Корнилия к себе в дом, а позднее самому принять приглашение Корнилия (Деян.10:13–16, 28). Иисус же охотно проводил время с грешниками (Мф.9:9–11). Он Сам вызвался прийти к Закхею и в результате столкнулся с фарисеями, поскольку стал гостем человека, которого они никак не могли признать достойным внимания (Лк.19:2–7). Это напоминает рассказ о свадебном пире, на который в итоге позвали самых разных людей, когда гости, получившие первоначальное приглашение, отклонили его (Мф.22:2–14; Лк.14:16–24). Иисус был гостем грешников и с несомненной ясностью провозгласил, что общение с Богом возможно только в том случае, если приглашение распространяется на Него (Откр.3:20; Ин.14:6).
Иисус приглашает гостей из всех народов на пир общения с Богом (Ис.25:6–8; 55:1–5; Откр.19:9). Это великая брачная вечеря в Небесном Царстве, последний пир с хозяином и гостями, отчасти завершающий яркое видение Иоанна и библейский рассказ в целом (Откр.22:17).
См. также: БОГ КАК ХОЗЯИН; ГОСТЕПРИИМСТВО; ПИР; ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК.